Анна Александровна Калёнова
Консультация для родителей «Конструирование в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее естественным для ребёнка и любимым его занятием является конструирование, то есть создание чего-то целого из отдельных элементов. Конструирование позволяет дошкольнику творить свой неповторимый собственный мир. Повнимательней приглядитесь к своему играющему ребёнку - его игрушки не могут «жить» без комнат, домов, комнат или предметов мебели. Поэтому даже если у него конструктора нет, ребёнок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: коробок, мебели, диванных подушек, а также разнообразного природного материала.
Публикация «Консультация для родителей „Конструирование в жизни дошкольника“» размещена в разделах
Так что же такое конструирование - полезая развивающая деятельность или
пустое развлечение?
Конструктивная деятельность очень важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребёнка. В процессе конструирования дошкольник легко усваивает многие знания, умения и навыки.
1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребёнка. Ребё нок на практике не только познает такие понятия как: ниже, выше, право, лево, но и начинает понимать, как надо создать нужныйобъект.
2. Конструирование способствует развитию образного мышления, так как ребёнок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
3. Конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
4. Ребёнок, работая с конструктором, развивает мелкую моторику и глазомер. Всё это важно для дальнейшего развития мышления.
5. Данный вид деятельности формирует такие качества как саостоятельность, усидчивость, внимательность, организованность (умение планировать свою деятельность и доводить начатое дело до конца).
6. Самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии и воображени, и позволяет ребёнку чувствовать себя творцом. Игры с конструктором полезны всем мальчикам и девочкам, совсем маленьким детишкам и школьникам.
Самым первым конструктором в жизни любого дошкольника являются простые кубики. Их уже можно использовать в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно от 2 до 3 кубиков. Позже количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. Строительный набор ребенка 3-4 лет необходимо дополнить новыми деталями (примами, пластинами, кирпичами). Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления дошкольников с материалом. Пусть сначала они свободно манипулируют с деталями конструктором, а после начните сооружать что-нибудь сами. В этом возрасте ребёнку необходим образец взрослого и показ способов конструирования. Постепенно дошкольник переходит к более самостоятельному выполнению элементарных построек (кукольной мебели, дорожек, домов, заборов).
К 3-5 годам для ребёнка конструирование приобретает новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми поэтому, дополнительно к набору строительных деталей, подберите игрушки соответствующие размеру животных, деталей, машинки, куколки. Это позволит ребёнку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней. Пользуясь игровыми приёмами можно побуждать дошкольника изменять привычные постройки по предложенным условиям. Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире река "разлилась", и мост необходимо переделать, сделать его длинней и так далее.
Конечно, далеко не все сразу получится, потому родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия. Постепенно ребёнок становится более опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей. Ребёнку старшего дошкольного возраста стоит приобрести деревянный строительный набор, состоящий из множества деталей разнообразной формы: брусков, конусов, цилиндров и тому подобное. Данный вид конструктора до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста. Не стоит давать ребёнку сразу все детали, лучше постепенно добавлять их в игру. Знакомя дошкольника с деталями конструктора, помните, что у некоторых деталей есть и «взрослые и «детские» названия например труба и цилиндр, крыша и треугольная призма.
К старшему дошкольному возрасту конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребёнку уже само по себе, как возможность создания чего-либо. Постройки детей становятся более интересныи и сложными, в них используется большое количество разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в сюжетные композиции (зоопарк, города, автозаправочные станции, сказочные королевства). Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у ребёнка радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место! Такие постройки дошкольник может обыгрывать в течение нескольких дней. К этому возрасту у ребят уже накоплен достаточный опыт в познании окружающей действительности, они способны дать элементарную эстетическую оценку различным архитектурным сооружениям. Очень важно поддерживать интерес ребёнка к конструированию, обогащать его опыт, привлекать внимание ребятишек к архитектурным и художественным достоинствам различных сооружений (маяки, церкви, театры, мосты, башни). После всего, что выше сказанно, остается только пожелать родителям познакомить и по возможности подружить ребенка с миром конструктора. Если ребёнку не понравилось играть в один конструктор, предложите ему другой, и помните, что конструкторов сейчас великое множество.