Глазова Елена Александровна
Консультация для родителей «Когда с ребёнком никто не играет…»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда с ребенком никто не играет.
Речь идет о таком отклонении в развитии, которое научно определяется как дефицит общения со сверстниками. Дошкольники очень общительны. Это присуще нормально развивающемуся ребенку, так же как жизнерадостность и оптимизм. Если трех-четырех-летний ребенок вполне может обходиться обществом, родителей, кукол, игрушек, то пятилетний нуждается в товарищах. Самое сильное наказание для них — изоляция от окружающих, от сверстников.
Публикация «Консультация для родителей „Когда с ребёнком никто не играет…“» размещена в разделах
Если ребенку на вопрос: «С кем ты играешь? В какие игры ты играешь?» нечего ответить или он жалуется на сверстников («Не хотят со мной играть!», стоит серьезно задуматься.
Первое и непременное условие, чтобы ребенка приняли в игру, — желание и умение соблюдать ее правила.
Из рассказа воспитательницы детсада: «Миша из хорошей семьи, со старшими вежлив, аккуратен. Но ребята его не очень любят. Если играют с машинками, он обязательно заберет себе самую большую, самую красивую. И никому не даст к ней притронуться. А если скажешь ему: «Не ты один хозяин этой игрушки», — надуется, уйдет в угол. Если играют в войну — кричит, командует, но сам никаких команд не признает. Чужие игрушки охотно берет и легко ломает, но свою не отдаст никому, а если убедишь его отдать, через несколько минут он снова ее отберет.» Здесь речь идет о мальчике, который воспитывается в обстановке педоцентризма. Единственный ребенок — все для него. Не приучен подчинять свои интересы, желания другим.
Часто мешает играм и эмоциональная неустойчивость некоторых детей. Они так бурно реагируют на свои удачи, бывают настолько агрессивны или, наоборот, пассивны, что игра с ними для окружающих не только не интересна, но и просто неприятна. В основе такой неустойчивости могут быть особенности темперамента, повышенная возбудимость, неспособность включиться в общий ритм игры.
Для детей с физическими недостатками игра может стать источником не радости, а огорчения, постоянных переживаний. Дети великодушны, но одновременно и беспощадны. Они могут высмеивать заику, издеваться над хромым ребенком, а могут трогательно заботиться о них. Все зависит от умения взрослых правильно организовать игру, пробудить соответствующие чувства.
«Я не хочу с ним играть». Если это сказал ваш ребенок, все оставьте, срочно разберитесь, в чем дело. Это сигнал тревоги!
Может случиться так: хорошо воспитанный ребенок оказался в окружении не очень воспитанных детей. Например, семья переехала, изменились условия жизни, соседи и т. д. Но не стоит только этим объяснять нежелание ребенка играть с ровесниками. Если ребенок не нашел общего языка с другими детьми, следует серьезно задуматься о его способности к адаптации в любых условиях, о его коммуникабельных качествах.
Все дошкольники очень общительны. Они легко приспосабливают свои интересы к интересам других детей. Как бы хорошо или плохо ни были воспитаны дети (с точки зрения данного отца или матери, они всегда чем-то обогащают друг друга. И не стоит родителям диктаторски предписывать своему ребенку: «С этим дружи, а от этого держись подальше». Подчеркиваем, речь идет о дошкольниках. Впрочем, и дальше такие запреты не очень желательны.
Почему мы так много внимания уделяем отношению ребенка к игре? Потому что игра для дошкольников — это подготовка к жизни в детском коллективе, это первые шаги в умении общаться со сверстниками.