Светлана Мельникова
Консультация для родителей «Капризы и упрямство»
▼ Скачать + Заказать документы
Период упрямства и капризов.
Даже самые мягкие, самые послушные, самые спокойные дети иногда капризничают. Упрямство и «негативизм» начинают развиваться еще в возрасте одного года. Но после двух лет это достигает новых высот и принимает новые формы. Годовалый ребенок противоречит матери, ребенок трех лет противоречит сам себе. Он с трудом принимает решения. А потом хочет все перерешить. Ребенок ведет себя так, будто хочет сбросить чье – то иго, хотя никто не намерен его подавить, кроме него самого. Он отказывается от того, что ему раньше нравилось. Все делает вам назло, во всем проявляет непослушание. Пусть даже в ущерб собственным интересам. Основной его лозунг: «Я сам!».
Публикация «Консультация для родителей „Капризы и упрямство“» размещена в разделах
Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удалить психологическую «пуповину», научится многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологической сепарации (отделения) от родителей ребенку будет сложно найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения.
Этот период естественен и закономерен в развитии ребенка. Его еще называют кризисом возрастного развития. Кризисы развития – это относительно короткие (от несколько месяцев до года-двух) периоды жизни, в течении которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень.
Кризисы бывают в возрасте 1 года, 3 лет, 7 лет, 13 лет, так как
Личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных – стабильных и более коротких, бурных – критических, таким образом, кризисы – это переходы между стабильными периодами.
К трем годам у него в большей или в меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами. У него складывается определенное отношение к себе.
Трехлетний возраст характеризуется как «трудный». Его трудность состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет свою возрастную строптивость. Взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство.
«Кризис 3-х лет» определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других в 3,5 года. Этот период характеризуется рядом симптомов, описанных многими исследователями.
Первый симптом, который характеризуется о наступлении кризиса, является негативизм ребенка, т. е. отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого, причем реакция идет не на содержание, а на саму просьбу взрослого.
Второй симптом кризиса 3-х лет – это упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал.
Третий симптом – это строптивость. В отличие от упрямства строптивость носит более генезированный характер, она направлена вовне, против устоявшихся норм жизни и вызвана стремлением настоять на своем собственном желании.
Четвертый симптом – своеволие, которое проявляется в том, чтобы ребенок настаивает на самостоятельности и принятии решения.
Кризисы необходимы. Они как движущая сила развития, своеобразные ступеньки его, этапы смены ведущей деятельности ребенка. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.
И, наоборот, внешняя «безкризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей.
Основная задача родителей, действуя грамотно смягчить проявление кризиса. Как помочь ребенку выйти из него, не нанося в душе негативные качества: ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность - демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я», эгоизм – в здоровом виде чувство «самости», собственное достоинство; агрессивность – крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.
Что могут сделать родители в период кризисных проявлений, как реагировать на капризы и упрямство?
1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
2. Как только ребенок начинает капризничать, оставайтесь рядом, дайте ему понять, что вы его понимаете. Откройте ему свои объятия, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь его от каприза, который так взбудоражил его. Однако не вознаграждайте малыша ничем.
3. Если вам не удалось сделать это, оставьте ребенка в покое, не обращайте на него внимания. Дайте отвести душу, но не принимайте в этом участия.
4. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще больше его взбудоражат.
5. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
6. Не сдавайтесь даже если приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
7. Оставайтесь спокойными и равнодушными к его поведению, чтобы он ни делал. Главное – это как можно меньше вмешиваться и торопить ребенка.
8. Когда «буря утихнет», поговорите с ребенком ласково. Расскажите ему, как вас огорчило, что он бушевал из-за сущего пустяка. Выразите уверенность, Что в дальнейшем он будет вести себя лучше. Уверьте ребенка, что вы все равно его любите и убеждены: он никогда больше не будет вести себя плохо, даже если что-то будет не так, как ему хочется. Подобный разговор с малышом необходим. Чтобы у него не возникло чувство вины, как это не редко случается после бурных всплесков гнева.
9. Используйте отвлекающие маневры. К примеру, ваш малыш не хочет есть, хотя голодный. Вы его не упрашивайте, накройте на стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает весь обед.
10. В три года самоутверждению ребенка льстит, если вы звоните ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые подарки». Для нормального развития ребенка желательно во время кризиса, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг.
Что могут сделать родители?
*Прежде всего, не считайте ребенка «избалованным», «испорченным», помните о том, что это естественный этап его развития;
*Наберитесь терпения, вооружитесь специальными приемами и помогите ему благополучно пройти через этот период. с