Наталья Жданкина
Консультация для родителей «Как воспитывать ребёнка без криков и наказаний«
Советы для родителей по воспитанию детей
Ступень первая. Вам что-то надо от ребенка.
Кому понравится каждый день слышать сотни приказов! Первым делом забудьте про командный гон и просите, просите и еще раз просите. Вы должны помнить, что слово «пожалуйста» является волшебным не только в устах вашего ребенка, но и в ваших тоже.
Ситуация: ваше чадо, вдоволь наигравшись, оставило в комнате пейзаж, сопоставимый с последствиями операции «Буря в пустыне».
Требуется: ликвидировать беспорядок.
Публикация «Консультация для родителей „Как воспитывать ребёнка без криков и наказаний„» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Темочки
Способ: вместо привычной требовательной фразы: «Убери в своей комнате» попробуйте вариант в сослагательном наклонении «Ты не уберешь в своей комнате?» Почти безотказно работает слово «давай» — «Давай уберем в твоей комнате».
Еще хуже приказов пространные сообщения вроде «В твоей комнате всегда жуткий кавардак». Еще хуже — риторические вопросы, в которых можно прочесть кучу упреков. Причем из-за формы, в которую облечен вопрос, возразить очень трудно. Это как если бы вас спросили: «А вы уже перестали пить коньяк по утрам?» Слыша реплику «Почему в твоей комнате всегда жуткий кавардак?», ребенок слышит также и «Ты плохой и ленивый, никогда меня не слушаешься». Когда вы восклицаете: «Как ты мог забыть о!», ребенок слышит: «Ты бесчувственный и глупый, на тебя нельзя положиться».
Всегда стремитесь вызвать в ребенке чувство того, что он является вашим почти полноправным партнером.
Ступень вторая. Он сопротивляется.
Старый способ воспитания : добиться послушания любой ценой. «Позитивное воспитание» советует: попытайтесь ослабить сопротивление ребенка. А для этого нужно учитывать, к какому типу поведения он относится. Чувствительным детишкам больше всего нужно, чтобы их выслушали и поняли. И не говорили: «Это все ерунда и пустяки». Активных детей нужно строго регламентировать, они должны быть в курсе планов и правил игры. Отзывчивого ребенка нужно вовремя переключить. Он начинает сопротивляться — предложите ему что-то другое. Осторожному ребенку нужен ритм и ритуал — зная, что за чем следует, он будет меньше сопротивляться вашему руководству.
Общие закономерности таковы: экстравертов нужно немножечко сосредотачивать и «тормозить», а интровертов — наоборот, поощрять и тормошить.
Ступень третья. Он продолжает сопротивляться.
Кажется, тут уже наказания не избежать. Но вы попробуйте поступить с точностью до наоборот. И вместо кнута посулите пряник. Все дети ждут выходных. Все дети ждут праздников. Все любят подарки. Все облизываются при слове «мороженое». Награда за хорошее поведение обычно вызывает желание вести себя так и дальше, а наказание за плохое только акцентирует внимание ребенка на плохом и убеждает его: «Ты плохой».
Поэтому, если возникла необходимость дать понять ребенку, что он поступил дурно, никогда не говорите ему: «Ты — ужасный ребенок, ты невыносим». Разграничьте ребенка и поступок ребенка. Ваши словесные выступления должны быть выдержаны в ключе: «Ты хороший ребенок, а разве такой замечательный мальчик может так ужасно капризничать (мучить кошку, плеваться супом и т. д. ?» Ваша задача — не вызвать у ребенка ощущение собственной неполноценности и безнадежности, а, наоборот, поднять его собственную значимость, здоровые амбиции. Пусть он сам учится оценивать свои поступки с точки зрения здравого смысла.
Фиксируйте малейшие проблески хорошего поведения, желания делать что-то хорошее. Развешивайте над кроватью маленького хулигана флажки, звездочки и пр. по количеству хороших поступков за день. И за каждый десятый. двадцатый давайте приз. Почаще говорите слова, которые подчеркивают его значимость и побуждают к лучшему: «Ты у меня такой умница (хороший, добрый, внимательный, ответственный и т. д., ты сделал потрясающую работу. Ты мой помощник».
Ступень четвертая. Он еще упрямится.
Тут уж настало время вспомнить, кто здесь главный. Вы честно попросили, выслушали, посулили награду. Все бесполезно. Поэтому пора превратиться в генерала и отдать войскам команду. Командовать — это значит прямо сказать ребенку, что вы от него хотите: «Я хочу, чтобы ты убрал свои игрушки».
Говорите это настоящим командным тоном, не терпящим возражений. Эмоции, объяснения, угрозы, обвинения только ослабят вашу власть. Ребенок должен понимать: когда вы превращаетесь в генерала, все переговоры заканчиваются. Единственное объяснение вашему поведению: «Потому что я родитель, вот почему».
Ступень пятая и последняя. Он не смог остановиться.
Ваш приказ не выполнен. Ребенок полностью вышел из-под вашего контроля, он стал неуправляем, эмоции переполняют его. Тут тоже возможны варианты решения проблемы. Главное здесь — шоковая терапия.
Это может быть своеобразный «тайм-аут», ребенку нужно остаться наедине с собой, освободиться от негативных эмоций. Закройте маленького скандалиста в комнате (безусловно, это не Должен быть пыльный чулан или какая-нибудь кладовка) на несколько минут. Минута за год жизни, стало быть, если четырехлетнему достаточно четырех минут, десятилетний может побыть в ней и все десять. Сидя взаперти, дети последовательно орут, злятся, дуются, грустят, боятся и. успокаиваются.
Ни в коем случае не нужно рассматривать варианты «шоковой терапии» как наказание — это просто последние попытки наладить сотрудничество. Каждый ребенок должен четко усвоить: если он будет упорствовать до последнего, ему придется ненадолго остаться со своими чувствами. Пусть попытается посмотреть на себя со стороны.
Если протестующий рев вашего чада не несет в себе никакой конструктивной ноты, а является «воплями ради воплей», он уже втянулся в процесс и не может остановиться, пойти на попятный: не нанеся ущерба собственной гордости, его нужно просто резко «переключить», потому что разумные доводы тут не подействуют. Скажите ему: «Кажется, тебя укусила злая Каприза, я знаю, как тебе можно помочь», голос ваш должен быть как можно более ласковым, вы ведь знаете, что ваш ребенок — это ваш ребенок, а злая Каприза — внешнее влияние. Лучшее средство от истерик — холодная вода, вот и устройте оздоравливающее обливание после каждого эпизода. Очень скоро ваш ребенок откажется от истерик как доводов. Главное, обливание — не наказание для ребенка, холодной воды боится Каприза. Поэтому в вашем голосе не должно быть гнева, только спокойствие, понимание и здоровая ирония. Хорошо, если поход в ванную закончится возней и хохотом в общей победе над внешним врагом. И к тому же, между прочим, холодная вода — великолепный стимулятор иммунитета. Заодно и о здоровье позаботитесь.
Воспитание ребёнка в семье
Как воспитать послушного, вежливого и доброго ребёнка.
Только повторяя свои требования терпеливо, спокойно, но твердо и помогая ребенку выполнять ваши распоряжения, вы добьетесь от него согласия. Если вы десять раз угрожающим тоном скажете ему: «Убери комнату», он или не сделает этого вообще, или сделает плохо. (Жюльен Коан-Солаль)
Все родители хотят, чтобы их ребенок был послушным, вежливым, внимательным и честным. Чтобы он убирал свою комнату, был организованным и самостоятельным. Как же всего этого добиться?
Контролируйте процесс воспитания
Показывайте свою любовь
Очень важным фактором для развития ребенка является родительская любовь и забота. Для того чтобы в будущем он стал ответственным и самодостаточным человеком, уже сейчас он должен ощущать, что нужен, что его любят и принимают таким, какой он есть.
Родители, выражая свою любовь к детям лаской и добрыми словами, помогают им расти психически и эмоционально здоровыми людьми. Прочитайте ребенку на ночь сказку, спойте ему колыбельную, просто посидите с ним рядом. Поощряйте ребенка, поддерживайте его, ведь все, что он делает, превращается в жизненный опыт и будет с ним всю его жизнь.
Запреты тоже нужны
Иногда родители воспитывают своих детей, все им разрешая или, наоборот, запрещая практически все. В обоих случаях родители совершают большую ошибку, ведь для психики ребенка вредны любые крайности: излишняя строгость или наоборот попустительство.
Вы должны четко определить для себя, что можно делать ребенку, что можно ему давать, в каких ситуациях покупать что-то ребенку и что нужно запрещать. Нельзя, например, поощрять дурное поведение ребенка, он не должен быть командиром в вашей семье. Лучше дать почувствовать ребенку границы допустимого поведения, чем потом исправлять допущенные ошибки и «переламывать» ребенка. А это будет гораздо труднее и болезненнее и для него, и для вас, ведь ребенок не захочет расставаться со своей властью над вами.
Запреты должны существовать в любом возрасте, ребенок должен привыкать к тому, что можно делать, а что нет. Конечно, запреты должны быть разумными. Например, двухлетние дети все хватают и тянут в рот. Разумнее будет просто убрать подальше все предметы, которые нельзя брать, а не делать ребенку замечания каждый раз, когда он потянется за этой вещью. Бывает, что дети как будто зацикливаются на чем-то одном и начинают на этом настаивать: просить, клянчить или рыдать. В ход идут все доступные для него способы. В этот момент нужно набраться терпения и знать, что сейчас идет ваша проверка.
Дети рано начинают проверять взрослых на «прочность» и продолжают это делать в дошкольном и школьном возрасте. Важно в этот период запастись выдержкой и стоять на своих требованиях к ребенку. Ребенок обязательно будет добиться своего, иногда дети проявляют особенную настойчивость. Но если вы уже сказали ребенку «нет», то продолжайте настаивать на своем, если даже вы подумали и пришли к выводу, что в принципе, почему бы и не сделать так, как он просит.
Очень важно в эти моменты помнить: отношение к ребенку должно оставаться добрым и доверительным! Иногда это бывает очень трудно сделать, но именно так строится правильное воспитание. Проявляя к ребенку терпение и понимание, вы учите его правильному поведению в конфликтных ситуациях.
Правила поведения
В каждой семье есть свои правила поведения, у одних они жесткие, у других слишком мягкие. Когда существуют правила, тогда сразу становится понятно, что можно, а что нельзя. Главное для родителей — понимать, какие правила они устанавливают и для чего.
Нравственное воспитание
Вы, наверное, помните стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо». В нем на конкретных примерах рассказывается, когда ребенок поступает хорошо, а когда плохо.
Детей нужно учить понимать что плохо, а что хорошо. На родителях лежит обязанность вложить эти понятия в детей, научить ребенка ощущать границы между добром и злом. Родители также должны осуществлять контроль и проверять, какие нравственные ценности усваивает ребенок из книг, фильмов, компьютерных игр. Старайтесь избегать любых форм насилия на экране и в детских играх.
Нельзя учить ребенка отстаивать свои права с помощью кулаков. Пропадает понятие уважения к другим людям и появляется понятие сила — власть. Ребенку становится не важно, что при этом чувствуют другие дети. Это плохо, в первую очередь, для самого ребенка, ведь такие дети могут остаться одни. Родители детей, которые пострадали от грубости драчуна, стараются, чтобы их ребенок не играл с таким «плохим» ребенком.
Учите ребенка договариваться с другими детьми. Конечно, в идеальном обществе насилие должно быть сведено к минимуму. Увы, наш мир не идеален, а дети (как отмечают воспитатели и учителя) с каждым годом становятся все агрессивнее, и источник этой агрессии кроется в семье.
Должен ли ребенок уметь давать сдачи? На этот вопрос вам дадут множество разных ответов, наверное, их будет столько же, сколько и родителей. Что значит «давать сдачи»? Если ребенок ходит в детский сад, обязательно возникает ситуация, при которой один ребенок может стукнуть, поцарапать, укусить, ущипнуть, толкнуть другого. Как правило, в группе хотя бы один такой драчун, но есть. На площадке, где вы гуляете с ребенком, тоже могут вспыхивать конфликты между детьми. Как правило, агрессия исходит от детей, которые не умеют договариваться, причин этому может быть много: проблемы в семье, маленький запас слов, неумение общаться со сверстниками и т. д. В любом случае, если вы замечаете агрессивное поведение своего ребенка по отношению к другим, этот сигнал не должен ускользнуть от вашего внимания, потому что это говорит о скрытых проблемах вашего ребенка.
Что делать, если ребенка постоянно обижают?
В 6-7 лет, конечно, нужно учить ребенка постоять за себя, защищать себя. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что не со всеми детьми можно договориться по-хорошему. Но мы сейчас говорим о детях помладше — 2-5 лет. В этом возрасте можно обходиться без драк, нужно объяснять ребенку, как нужно разговаривать и договариваться. Научите ребенка спрашивать, можно ли взять чужую вещь. И не огорчаться, если ее не хотят давать. Учите ребенка понимать не только свои собственные желания, но и желания других людей. Может, стоит предложить свою игрушку взамен чужой и конфликт не возникнет.
Если ситуация выходит за рамки вашего контроля, попробуйте твердо, но спокойно сказать драчуну, что «мы здесь не деремся, а разговариваем и договариваемся».
Некоторые родители спокойно реагируют на то, что их ребенок дерется, но зато яростно защищают его, если тот получает в ответ. Нельзя поощрять агрессивное поведение своего ребенка по отношению к другим детям. Если ваш малыш дерется, уведите его на время с площадки, пусть поймет, что одному скучно и неинтересно.
Как объяснить ребенку, что он должен быть послушным
Спросите ребенка, считает ли он себя умнее, чем кто- то, например, Света, которая младше его на год? Ребенок ответит: «Да! Конечно, я умнее!» Тогда спросите его: «А почему?». И вы получите ответ: «Я больше умею, я старше». Тогда задайте ему еще один вопрос: «Я старше тебя, я умнее?» Думаю, ответ будет положительный. Согласившись с вами, он начинает осознавать, почему он должен вас слушать.
Разрешение конфликтов с детьми
Пути и способы разрешение конфликтных ситуаций с детьми.
Если ребенок вредничает. Что делать?
Кризис трех лет — это негативизм к просьбам взрослых, желание делать все наоборот. Мама зовет домой, а ребенок говорит, что будет долго кататься на велосипеде; нельзя мочить ноги, а ребенок лезет в лужу. Такие ситуации возникают постоянно.
Нужно тактично и с терпением спросить его: «А может, ты будешь пускать кораблики в лужу? А может, ты хочешь покататься на велосипеде дома?». Или рассказать о последствиях ходьбы по лужам. Или напомнить, что пока ребенок катается на велосипеде, по телевизору показывают его любимый мультипликационный фильм. Или спросить его, что он будет еще делать — пускать в лужу кораблики или бросать в нее камешки? А может, перепрыгивать через нее вместе с мамой? Ребенок должен отвлечься от ходьбы по лужам. Если и это не поможет — настоять на своем.
Не показывайте свое раздражение, иначе он будет придумывать другие проделки.
Нужно помнить о том, что, если ребенку постоянно уступать, это может у него войти в привычку. Отсюда последствия: чувство превосходства над другими; торжество победы — ему ведь уступили; возвеличивание самого себя. Так может вырасти маленький деспот.
Если ребенок не хочет есть кашу
У этой проблемной ситуации может оказаться много причин. Но лишь бы у ребенка не было аллергии или физического отвращения к каше. А с остальными причинами вы справитесь.
1 Вариант
Итак, вариант первый: терапия сказкой. Расскажите ребенку сказку про мыльный пузырь.
Жил-был Мыльный Пузырь, и у него была мечта — полетать. Но сам он этого сделать не мог, поэтому был всегда грустным. Он завидовал птицам, самолетам, которые умели летать. Но однажды фея сказала ему, что ему может помочь. (имя ребенка). Для этого тот должен съесть волшебную кашу, которая придаст ему силы, и он надует пузырь.
Спросите ребенка — поможет ли он Мыльному Пузырю, ведь Пузырь ждет помощи и волнуется.
Когда ребенок съест кашу (или только половину — это пока не важно, предложите надуть мыльные пузыри и полюбоваться ими. Обязательно похвалите ребенка за помощь.
2 Вариант
Скажите ребенку, что сегодня он не кашу будет есть, а «заправится бензином». Он — машинка, которая повезет маму с папой в зоопарк или в лес. А может, ракета — и полетит на луну? В космос?
Или ребенок «заправится» волшебной кашей перед катанием на лыжах, перед пикником, перед походом в цирк, чтобы набраться силы, веселья.
3 Вариант
Украсьте кашу фруктами, цветным мармеладом. А может, сделать ей веселую рожицу из варенья, повидла?
Скажите ребенку, что на дне тарелки его ждет сюрприз (фундук, вишенка и т. п.). Но он должен съесть кашу, не подсматривая на дно тарелки, не разгребая кашу ложкой.
4 Вариант
Предложите ребенку выбор. Скажите, что вы встали рано, сварили ему кашу, но он может сделать выбор сам и выбрать между ней и, например, картофельным пюре или омлетом. Или спросите, какую именно кашу он хотел бы съесть сегодня?
5 вариант
Если ребенок просит вас поиграть с ним — без вас игры не получится, — то поставьте ему условие: «Ты съешь кашу, а я буду играть с тобой. Ты вполне взрослый — я выполню твою просьбу, а ты выполнишь мою».
6 вариант
Прочитайте или сделайте вид, что читаете о том, как врач пишет статью для умных детей и их родителей и в ней говорится о пользе каши. Напрягите память, подберите доводы. Например, если ваш ребенок любит двигаться, скажите, что в каше много витаминов, которые помогают быть подвижным, не уставать. Если ребенок любит рисовать — «прочитайте» о том, что витамины, которые есть в каше, помогают пальцам быть гибкими, развивают умение рисовать сложные детали.
Вариантов решения этой проблемы много. Попробуйте один из предложенных или сразу несколько — все зависит от характера ребенка, его привязанностей и интересов.
А может, не надо ему постоянно варить кашу? Если вы заботитесь о том, чтобы он употреблял крупу, — варите ему чаще гарнир из круп, суп с гречкой или рисом. Если вам нужно, чтобы он употреблял в пищу молоко, варите ему какао, молочную лапшу, молочный кисель. А можно давать молоко с кукурузными хлопьями, палочками на завтрак.
Если ребенок не хочет снимать обувь после прогулки
1 вариант
Придумайте игровую ситуацию: он — «машина», которой нужно помыть «колеса» — снять обувь и помыть ее. Подчеркните, что за машиной нужно ухаживать.
2 Вариант
Предложите ребенку посоревноваться: кто быстрее снимет обувь, тот получает приз. Еще одно соревнование: кто быстрее снимет обувь и чище помоет ее. Ребенок будет стараться, ведь он любит соревноваться и любит побеждать.
Если ребенок перед сном играет в шумные игры
Самое главное — нельзя резко обрывать игру, а нужно плавно перейти к спокойным занятиям, попросить ребенка помощи в чем-либо.
Например, предложите ему вместе перебрать фотографии с его дня рождения. Или незаметно выключите свет и попросите помочь вам найти свечу. Зажгите ее. Свеча успокаивает ребенка, настраивает на лирический лад. Расскажите сказку, таинственную историю.
Или предложите более спокойную игру: если дети играют в «Догонялки», предложите поиграть в «Прятки» — прятаться в квартире и сидеть, не выдавая себя. Когда дети немного успокоятся, предложите игру, которая требует усидчивости (например, мозаика, конструктор).
В игру ребенка включите элемент другой игры, например, в шумную игру «Солдаты» включите игру «Разведчики». Разведчики должны вести себя тихо, не выдавать себя — ползать по-пластунски, прятаться за «деревья». Ну а затем они пойдут спать в палатку. Другой пример: «индейцы» вечером собираются у костра и обсуждают свои дела.
Пригласите ребенка на вечерние семейные «ритуальные» действия — например, вся семья вечером обсуждает дела на завтра, все смотрят «Спокойной ночи, малыши». Затем перейдите к вечерним режимным процедурам (почистите зубы, постелите постель).