Екатерина Денисенко
Консультация для родителей «Как воспитать трудолюбивого ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пример родителей – это наглядный образец для детей. Хорошие качества, которые воспитываются у детей, будут наиболее прочными, если дети видят их у родителей. Ребенок в дошкольном возрасте всегда стремится подражать окружающим: родителям, старшим братьям и сестрам, товарищам. Подражательность является психологической особенностью дошкольников. Дети склонны подражать как хорошим, так и плохим
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
поступкам. Поэтому своим поведением родители должны показывать детям положительные примеры для подражания. Почему так важен личный пример в воспитании желательных нам черт личности? Психологи говорят, что всякое научение должно сопровождаться «положительным эмоциональным
сдвигом» — только тогда оно ляжет в характер прочно. Т. е. малыш легко
усваивает хорошее, если при этом испытывает радость. Вам хочется,
чтобы ребенок постепенно привыкал к выполнению простых трудовых
обязанностей. Но вы замечаете, что он, например, не любит убирать за собой
игрушки. Конечно, вы можете просто заставить его сделать это, как и многое
другое, доступное в том или ином возрасте: вытирать пыль, поливать цветы
собирать фрукты с деревьев и овощи с грядок и т. д. Заставить-то вы его
заставите, и он будет делать- это. Но не трудолюбие вы в нем вырастите. В
лучшем случае — привычку делать то, что требуют. В худшем — отвращение
к труду. Вообще-то воспитывать малыша надо уже тогда, когда он еще,
образно выражаясь, поперек лавки лежит. Когда грудничок впервые тянет
ручонки к погремушке, одна мама заботливо вложит погремушку в ручку, а
другая будет наблюдать, как малявка пыхтит изо всех сил, пищит, но
пытается дотянуться до желанной цели. Права вторая мама.
Она воспитывает в чаде самостоятельность и стремление добиваться
поставленной цели, надеясь только на свои силы. Что
равносильно трудолюбию.
Родители ведь должны научить детей не тому, как убирать игрушки,
посадить саженец и стирать белье (хотя и это, безусловно, важно, а
самостоятельности, умению преодолевать трудности, сформировать
активную позицию ребенка по отношению к окружающему его миру.
Впрочем, это все научные изыски, надо просто знать: прививая дитятке
навыки трудолюбия и поощряя его (ее) усердие, когда он (она) помогает
нам по дому, в огороде на грядке мы облегчаем детям жизнь в будущем и
закладываем основу их мировоззрения и будущего жизненного успеха. Вот
так-то — ни больше, ни меньше.
Если стараться предугадать все действия ребенка, то ничего хорошего из
этого не выйдет: у него угаснет самая главная сила, которая направляет его,
интерес. Пусть малыш самостоятельно дотянется до ягодки на ветки, соберет
урожай в свою корзинку, сам отнесет на кухню бабушки, где она сварит,
например, компот. В процессе ребенок учится быть самостоятельным
и трудиться.
Помните: ребенок учится каким-то действиям, когда начинает подражать
старшим. Поэтому, если ваше чадо рвется помочь папе или маме вскопать
огород, не отталкивайте его, не глушите инициативу. Наоборот, всячески
привлекайте ребенка : дайте ему лопатку пусть выкопает небольшую ямку, и
посадите какой-нибудь цветок, который обязательно весной будет цвести- это
результат его работы.
Конечно, важную роль может сыграть любовь и внимание взрослых,
одобрение ими поведения малыша. Но огромное значение будет иметь,
когда ребенок будет учиться трудиться у вас, подражая вам, оттого, что
рядом с вами, вместе с вами. Общение со взрослыми —мощный источник
радостных переживаний для малыша. Вот почему живой пример, который вы
являете ему своим трудолюбием — или доброжелательностью, или
вежливостью, или обязательностью, — не может не запасть ему в душу.
Очень важный период в жизни ребенка наступает в года три: "Я сам!".
Отлично! Задача родителей — незаметно помогать и как можно чаще
хвалить малыша, даже за самые малюсенькие победы. А чтобы легче было
это делать, надо придумать для малыша обязанности с которыми он легко
может справляться и был видимый результат. Например, посадить семечку, а
потом наблюдать как растет подсолнух, поливать цветы, а потом
рассматривать их цветы и можно их нарисовать или сорвать букет на день
рождения бабушки и т. д. Главное — чтобы поручение было постоянным, по
силам малышу. Одним словом, поручив что-то ребенку, дождитесь, пока он
все сделает, и не стремитесь выполнить работу за него, будьте рядом.
Чем больше вы его поторапливаете, тем медленнее он будет все делать. Хотя
бы из-за свойственного всем детям упрямства. Будьте терпеливы — рано или
поздно у малыша все начнет получаться, движения станут быстрыми и
уверенными.
Если у ребенка что-то не получается, сделайте это вместе. Покажите, как
надо, проговорите медленно каждое свое движение, объясните, где ошибка и
как ее исправить. И обязательно найдите, за что похвалить чадо. Дайте
малышу почувствовать, что его старания не напрасны, что он приносит
пользу не только себе, но и окружающим. Скажем, "Я сегодня так устала, а
ты мне помог, сорвал к обеду укроп и петрушку. Молодец!"
Будьте готовы к тому, что ребенку все надо постоянно напоминать. Но делать
это нужно вежливо и таким тоном, как если бы вы говорили со взрослым
человеком. Это относится и к домашним делам и к хозяйственным и.
Если ребенка заинтересовать, он горы свернет. Придумайте занимательную
игру. Скажем, машинку надо поставить не на полку, а загнать в гараж, куклу
уложить спать, а нож ну очень скучает по работе. Так давай позволим ему
нарезать салат. А так как самостоятельно нож с этим не справится, мы
должны ему помочь. Можно устроить и соревнование: "Давай посмотрим,
кто быстрее — ты комнату подметешь, или я посуду помою".
Ребенок только тогда получит удовлетворение от работы, когда
его труд потребует от него определенных усилий. Нет ничего хуже
"игрушечного" труда, который ему ничего не стоит. Но нельзя делать помощь
в огороде средством для достижения другой цели ("Пока не прополешь всю
грядку, не пойдешь гулять"). Иначе дети будут воспринимать труд как нечто
вынужденное, помощь в огороде, в саду потеряет свою привлекательность,
перестанет увлекать и приносить радость.
Бывает, что в стремлении привить трудовые навыки подрастающему
поколению родители забывают, что имеют дело с детьми. У детской
исполнительности есть законный предел. Если ребёнок хотя бы в течение
пяти минут исполняет чью-то просьбу, его уже можно считать послушным
и трудолюбивым.
Основные правила
— Не подавляйте инициативу малышу — научиться чему-либо можно только
путем проб и ошибок, то есть только на практике.
— Прежде чем что-то поручить ребенку, покажите, как это сделать.
Объясните алгоритм действий и посмотрите, как справляется с
заданием ребенок. Если что-то не получилось, найдите, за
что ребенка похвалить и тактично исправьте ошибки. Наберитесь терпения.
Возможно, придется проделать эту операцию несколько раз вместе.
— Будьте последовательны в своих требованиях.
— Учитывайте индивидуальные и возрастные
особенности ребенка. Труд должен быть посильным и требовать физических
и умственных усилий.
— Превратите работу на грядках, в саду или на цветниках в увлекательную
игру.
— Учите ребенка уважать труд других людей. Рассказывайте малышу о
своей работе, о работе других близких.
— Тактично оценивайте результаты труда ребенка. Постоянно хвалите его за
старательность и прилежание. Критикуйте только результат или способ, а не
самого маленького исполнителя.
— Работа не должна быть однообразной. Чтобы ребенок отдохнул,
предлагайте ему разную работу: полил цветы, а теперь давай вместе вынесем
сухие ветки с огорода.
— Очень важен тон, которым дается поручение. Уважительная просьба
выполняется охотнее, чем безапелляционный приказ.
— Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество
выполненной работы. Если не все получилось — не раздражайтесь,
объясните ещё раз.
— Всегда привлекайте ребенка к большим семейным делам (когда надо
собрать овощи к праздничному столу, построить парник) и приучайте
начатую работу доводить до конца.
— Постоянно пересматривайте и расширяйте круг обязанностей
своего ребенка.
— Нельзя наказывать ребенка трудом ("Ты меня не слушаешься, поэтому
соберешь целое ведро помидор").
Учим сеять картошку
Мы уже говорили, что в общении с ребенком важен принцип "делай, как я".
Чтобы научить малыша помогать сеять картошку, продемонстрируйте этот
процесс на своем личном примере. Возьмите маленькое ведерко, положите
для малыша семенную картошку (выберете картошку с маленькими
толстенькими отросточками). Покажите малышу, предложите рассказать,
чем семенная картошка отличается от той картошки которую мы чистим и
варим. Объясните важность ростков. При этом любое свое действие
надо озвучивать: «Посмотри папа копает лунки, а мы с тобой будем
укладывать картошечку в лунки. Я беру картошку и вот так, посмотри, кладу
в лунку.» Желательно чтобы ребенок шел впереди, для того чтобы иметь
возможность исправить его ошибки. «Вот ты молодец, а теперь папа будет
закапывать картошку, как будто укрывать одеялом, чтобы ей было тепло и
уютно. Потом мы её польем. И так далее». Затем продолжайте наблюдать за
ростом, поливаем, всё делаем вместе, а как итоговый результат копаем
картошку, и обращаем внимание на то что клали в лунку одну картошку а
выкапываем пять, можно считать картошку в каждой лунке и сравнивать в
какой лунке больше картошин, а какая картошка самая большая.
Готовим салат «Солнечный»
Пойдите на грядку, сорвите огурец, помидор, болгарский перец, зеленый лук,
укроп, петрушку и ещё что-нибудь, что найдете на своих грядках.
Пусть ребенок вымоет в теплой воде овощи, зелень (зелень необходимо
вымыть особенно тщательно, поэтому помогите ребенку,
пусть ребенок принесет миску под салат и дощечку. Нарежьте в
присутствии ребенка все это хозяйство не большими дольками.
Пусть малыш попробует даже сам что-то нарезать. Для этого вложите нож в
его ручку, сверху положите свою и водите ножом. Малыш будет в восторге,
честное слово!
А если еще предложить крохе самому перемешать салат и украсить его, влить
масло, красиво подать на блюде — в следующий раз он сам, вызовется
помогать вам как в огороде так и на кухне.
Обязательно похвалите своего помощника. Причем в присутствии других
членов семьи. А поедая салат, не забывайте их нахваливать и подчеркивать
"авторство".
В следующий раз ребенок захочет уже приготовить бутерброд, а там,
глядишь, и до картошки с яичницей очередь дойдет.
Вот так, шаг за шагом, вы и вырастите настоящего помощника, для Вас, а
сам ребенок будет любознательным, трудолюбивым, самостоятельным,
инициативным, активным, дисциплинированным, наблюдательным, бережно
относящегося к природе.
И так помните!
Сделайте процесс труда ему интересно.
Постарайтесь не ограничивать инициативу малыша.
Никогда не подгоняйте ребенка!
Не ругайте ребенка.
Учить детей надо играючи.
Должен быть результат деятельности, вкусный, познавательный, интересный.