Светлана Зайнулина
Консультация для родителей «Как смягчить проявления кризиса трех лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Как смягчить проявления кризиса трех лет"
В процессе развития ребенок проходит стабильные и критические периоды. Во время стабильных периодов ребенок развивается спокойно и незаметно,а во время критических периодов личность ребенка меняется полностью за очень короткий срок. Границы кризиса, определяющие начало и конец крайне неотчетливы.
Публикация «Консультация для родителей „Как смягчить проявления кризиса трех лет“» размещена в разделах
Кризис 3-х лет называется так, потому что наступает в период от 2,5 до 3-х лет и оканчивается примерно в 3 – 3,5 года. Кризис наступает потому, что должны измениться условия развития ребенка: отношение к нему, система его воспитания.
До наступления кризиса ребенок практически всегда послушен взрослому, охотно подражает ему, принимает предложения. С наступлением кризиса взрослым все труднее становится управлять поведением ребенка,т. к. у него начинают проявляться различные симптомы кризиса.
Симптомы наступления кризиса 3-х лет
Негативизм – ребенок начинает негативно относиться ко всему тому, что исходит от взрослого, перестает беспрекословно выполнять его просьбы, начинает делать все наоборот.
Упрямство – ребенок начинает постоянно настаивать на своем, причем, не, потому что он этого хочет, а потому что он этого потребовал.
Строптивость – постоянное недовольство, капризы, сопротивление нормам воспитания, образу жизни, который сложился до трех лет.
Своеволие - ребёнок всё хочет делать сам, постоянно борется за свою самостоятельность.
Бунт против окружающих - ребёнок как будто находится в состоянии жёсткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведёт себя агрессивно.
Обесценивание ребёнком личности близких – ребенок может начать обзывать своих родителей и других родственников, дразнить их.
Деспотизм – начинает подавлять своих близких, заставляет делать все, что он захочет, стремится стать «господином» положения.
Как смягчить проявления кризиса
1. Поддерживайте общее положительное самоощущение ребёнка: чаще говорите о своей любви к нему. Одобряйте, поддерживайте все успехи малыша.
2. Уважайте замыслы малыша, внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы ребёнок чувствовал вашу заинтересованность его делами.
3. Оценивайте только действия и поступки ребёнка, но не унижайте его личность, не обижайте. Такие слова, как «неумеха», «растяпа», «вечно у тебя всё валится из рук», ранят самолюбие малыша.
4. Не сравнивайте неудачи ребёнка с успехами других детей. Избегайте таких слов, как «эх, ты, у тебя не получается, а вот Миша давно уже это делает».
5. Достижения малыша сравнивайте с его собственными: «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера». Не воспитывайте у ребёнка чувство соперничества с другими.
6. Предоставляйте ребёнку право быть самостоятельным: давайте ему возможность выбора занятий, игр, тех или иных вещей и действий (например, спрашивайте, хочет ли он гулять, какую одежду хочет надеть, какие игрушки взять на прогулку, что он хочет сегодня съесть на обед).
7. Неприятные процедуры, которые могут вызвать сопротивление малыша, спровоцировать упрямство и негативизм, старайтесь перевести в увлекательную для него игру.
8. Конфликтную ситуацию, старайтесь смягчить, используйте небольшие хитрости, шутку.
9. Не вступайте с ребёнком в бесконечные пререкания в тех случаях, когда он часто упрямится, противопоставляет себя окружающим. Они могут усугубить его упрямство. Вы мудрее его, поэтому помогите ему справиться с самим собой.
10. Если же в момент истерики вы будете ругать его или наказывать, вы не получите необходимого результата. Ребёнок, находящийся в состоянии аффекта, не воспринимает разумных доводов, а гнев и наказание усилят отрицательно поведение.
11. Избегайте угроз и запугиваний ребёнка.
12. Не будьте чрезмерно уступчивыми, не идите на поводу любых желаний ребёнка. Если вы позволите ему с помощью истерик добиваться цели, это может стать устойчивой формой поведения. Сдержитесь, сделайте вид, что вас не волнует истерика, и ребёнок, с визгом падающий на пол, довольно быстро поймёт, что таким способом он ничего не добьется.
13. Не будьте сами чрезмерно упрямыми. Взрослым нужно уметь посмотреть со стороны на самих себя. Упрямство детей часто появляется в ответ на желание родителя подчинить себе ребенка: «Я что тебе сказала, ты будешь слушаться или нет?», «Вот, я тебе покажу, как не слушаться!» На подобное обращение ребёнок отвечает естественной реакцией упрямства.
Кризисные явления могут пройти почти незаметно, если с первых дней жизни малыша вы будете учитывать его потребности, правильно организовывать общение с ним и его индивидуальные игры и занятия, уважать его личность и учить его уважать и любить других.