Екатерина Попова
Консультация для родителей «Как слушать музыку с ребёнком»
Часто у родителей возникает вопрос : нужно ли слушать детям музыку, а если нужно, то какую?
Слушание музыки, ее восприятие является одним из ведущих видов музыкальной деятельности дошкольника. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения (колыбельная песня матери - первое знакомство с музыкой) и постепенное знакомство с миром музыки (песнями, музыкальными произведениями, обогащает духовный мир ребенка, воспитывает эстетический вкус, культуру, влияет на детскую психику.
Публикация «Консультация для родителей „Как слушать музыку с ребёнком“» размещена в разделах
Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей, а соответственно роль ее трудно переоценить. Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли и представления, детские песни - все это просто немыслимо без музыки. Но музыка разнообразна и не может быть одинаково полезна ребенку дошкольного и школьного возраста. И тут возникает справедливый вопрос - какую же музыку детям слушать необходимо, так как только правильно подобранная музыка, поможет ребенку обогатить его внутренний мир.
Начните с создания в доме фонотеки и видеотеки. Вначале записи музыкальных сказок : «Теремок», «Лиса, заяц и петух», музыкальные сказки Г. Гладкова, Сергея и Елены Железновой и другие; развивающие музыкальные клипы «Три медведя», «Бурёнка Даша», мультфильмы с песнями «Летучий корабль», «Волк и семеро козлят на новый лад» и другие.
Постепенно пополняйте семейную фонотеку произведениями русской, зарубежной классики, образцами народного творчества. Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева и А. Вивальди, оказывается в явном выигрыше по сравнению со сверстниками, пассивно слушающими музыку по радио или телевизору. У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков. Конечно, современную музыку, как хорошую, так и самую плохую, слушать проще - она обладает плюсами, присущими именно нашему времени: четким ритмом и динамикой. Привыкнуть к ней не составляет труда. Полюбить и начать слушать классическую музыку часто приходится учиться. И в этом ребенку, нам взрослым, стоит немного помочь.
Музыка для слушания детям старшего дошкольного возраста: пьесы из «Детского альбома», «Времен года» П. И. Чайковского, фрагменты из его балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»; пьесы из «Карнавала животных» К. Сен-Санса; пьесы из «Детской музыки», симфонической сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева и другие.
Музыкальные произведения активно вовлекают слушателя в свой мир, предлагая ему либо представить себе картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений («Времена года», либо познакомиться с музыкальными инструментами («Петя и волк», совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира, заглянуть в детскую («Детский альбом», или просто потанцевать.
Как же слушать музыку?
Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего – после завтрака или дневного сна. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда не делайте это наспех. Лучше отложите.
Заранее приготовьте аппаратуру, с помощью которой вы будете слушать музыку. Найдите пьесу, которую будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Пригласите ребенка, послушать вместе с вами музыкальное произведение, не забывайте, что внимание ребенка к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течении 1-2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами – в течении 5-7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния.
После прослушивания заведите беседу с ребёнком о прослушанной музыке, расскажите ему интересную историю или факт о произведении или композиторе. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребёнка. Очень полезно слушать одни и те же музыкальные произведения в исполнении разных коллективов и солистов. Все это может расширить впечатления о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений.
Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Теперь, при прослушивании уже знакомых музыкальных произведений предложите ребенку нарисовать музыку. Пусть ребенок пофантазирует и нанесет на лист бумаги свои представления и впечатления, от прослушанной музыки : какого цвета музыка, какие линии нужно наносить, толстые или тонкие, кто живет в этой музыке; придумайте вместе с ребенком сюжет к прослушанному музыкальному произведению.
Особый вид слушания музыки представляют собой рассказы с музыкальными иллюстрациями, что также способствует развитию воображения. С этой целью также рекомендуется фрагментарный просмотр вместе с ребенком выборочных сюжетов музыкальных мультфильмов. Слушание музыки и параллельный зрительный ряд доставляет детям большое удовольствие. Они эмоционально реагируют на нее, накапливают опыт музыкальных впечатлений.
Одним из видов слушания музыки дома является также пение взрослых детям. Дети с интересом слушают некоторые песенки, требуя повторения вновь и вновь. Повторение является хорошим стимулом для развития памяти. Пойте для детей и вместе с детьми. Такое пение не только расширяет слуховые представления детей, но и развивает певческий голос.
Существует так называемый метод активного слушания музыки – здесь детям предлагается импровизировать танцевальные движения в процессе прослушивания музыки, а также выполнять какие – либо игровые действия в соответствии со звучащей музыкой. Например, если музыка задорная, веселая – можно поскакать или перебрасываться мячом, если музыка лиричная, спокойная – дайте ребенку ленту или цветок в руки и вы увидите, что характер его движений изменится.
Сочините вместе с ребенком музыкальную сказку, балет. Сначала придумайте сюжет, затем подберите музыку, костюмы, которые характеризовали бы персонажей. Вы читаете сюжет вашей сказки или балета, а ребенок под музыку импровизирует в разных музыкальных образах.
Уважаемые родители, следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника, понимающего музыку и знающего ее.
Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Главное, не спешите заставлять детей слушать современную «взрослую» музыку, хотя изолировать от нее совсем не нужно. Дети должны слушать разную музыку.
И еще одно пожелание – не надо слушать очень громкую музыку. От громкости звучания качество восприятия музыки не улучшается, а наоборот портится.
Приучайте своих детей слушать музыку, пусть они с детства в прекрасный мир волшебных звуков, который называется – МУЗЫКА!
Список использованной литературы:
О. П. Радынова, А. И. Катинене «Музыкальное воспитание дошкольников»
Н. А. Метлов «Музыка – детям»
О. П. Радынова «Слушаем музыку»
О. П. Радынова «Музыкальные шедевры»
И. С. Ильина «В помощь воспитателям и детям – Адаптация ребёнка к детскому саду»