Лилия Соколова
Консультация для родителей «Как ребёнка приобщить к чтению и научить читать»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как ребёнка приобщить к чтению и научить читать»
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребёнка в детском саду. Ребёнок познаёт мир с помощью книги, познаёт мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
Публикация «Консультация для родителей „Как ребёнка приобщить к чтению и научить читать“» размещена в разделах
Семейное чтение во все времена было основой воспитания человека с высоким уровнем книжной культуры. В дворянской семье уделялось первостепенное внимание любови и привитию к чтению, поскольку в 19 веке не существовало другой возможности социализировать детей в связи с отсутствием телевидения, компьютеров и разработок в области информации. Пример поведения родителей являлся мощным способом воздействия на ребёнка в приобщении к книге, так как ребёнок подражал им не только внешне, но и «внутренне».
За последние десятилетия 20 -21 века информационная направленность деятельности увела от проблемы культуры чтения. Наступил резкий спад качества чтения детей и взрослых. Во многих семьях в силу разных причин чтение сошло на нет. Однако почти каждый родитель заинтересован в том, чтобы его ребёнок в дошкольном возрасте научился читать, потому что этого требует школьная программа. Ребёнок легче ориентируется и адаптируется к школьной программе, если он умеет читать. Готовиться к обучению чтения нужно на протяжении всего детского возраста т. е. приобщать ребёнка к чтению. Начитанность складывается именно в детском саду: ребёнок приходит в школу с обширным, уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, считалок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, С. Я. Маршака и многих других. С теми (первыми) классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается.
В младшем и среднем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают понять прочитанный текст. Побеседуйте о прочитанном, дайте оценку поступкам героев. Ребёнок легко с удовольствием включается в такую беседу, потому что она отвечает его потребности поговорить поделиться своими впечатлениями, выразить переполняющие его чувства. Вопросы, заданные по произведению, помогают увидеть, понятно содержание ребёнком или нет. Во время беседы полезно прочитывать отдельные фрагменты произведения. Такое повторное чтение помогает ребёнку уловить и понять то, что могло быть упущено при первом восприятии текста.
Задавая вопросы, которые предлагаются ребенку в процессе беседы после чтения, помогают ему не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словами свои впечатления и мысли. Вопросов не должно быть много. Если детям интересно они просят прочесть ещё раз. В этом случае им нельзя отказывать или прочитать понравившиеся ребенку эпизоды. Слушать чтение книг большинство детей не любят. Заставить ребенка слушать книжку – значит окончательно отбить интерес к ней. Задача – найти такой подход к ребенку, выбрать такую книгу, которая затронет его эмоции, окажется ему интересной. Выберите книгу, которая, по вашему мнению, его заинтересует, сядьте в сторонке и громко читайте себе. Только сесть надо в таком месте, чтобы ребенок мог легко к вам присоединиться. Дети, получившие «книжную прививку» в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят.
С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, его надо открыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки? Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображённые события, страстно переживать их. Ребёнок – дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его.
Читайте своему ребенку прибаутки, приговорки, потешки. Читайте всегда, когда есть возможность. Нужно читать каждый вечер. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать. Если ребенок просит почитать, не нужно ему отказывать. Если у вас нет свободного времени, читайте хоть пару страничек в день. Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день. Такое чтение развивает память и внимательность. Вы ребёнка заинтересовали, и он теперь будет ждать продолжения. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка появляется другой интерес к книгам. Некоторым детям хочется самим прочитать. Если у ребёнка появляется такой интерес – это ни в коем случае нельзя упускать. Родителям под силу научить читать ребёнка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Идея успешного обучения в следующем: сначала нужно научить выделять звуки в слове, а потом - заменять звуки буквой. Если ребёнок хотя бы интуитивно не ощущает, что слова «сложены» из звуков, то учить его грамоте трудно. Но дети этого возраста 5-6 лет чувствительны к звуковой ткани речи, поэтому не составит труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное – делать это играя.
У всех родителей сразу возникает вопрос: «Где же взять время?» Оказывается с ребёнком можно играть везде : в транспорте, по дороге в детский сад, в магазине. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками. Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш. Естественно нужно избегать тех звуков, которые ребёнок не выговаривает. Разумеется, чем больше членов семьи примет участие в игре тем интереснее она будет. Вот самые простые игры со звуками. Спросите у ребёнка : «С какого звука начинается слово а-а-аист?» Дождавшись ответа, спросите: «А есть ли звук а в словах «арбуз», «жук», «лук»? В каких ещё словах есть звук а?» Подбирайте слова вместе с ребёнком. Чтобы игру сделать интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребёнок получает фант, за ошибку - отдаёт фант.
А вот игра чуть сложнее: вы называете слово, ребёнок отвечает словом, начинающимся на этот же звук. Потом он называет, а вы отвечаете с ошибкой. Пусть он найдет ошибку, дайте ему за это фант.
Ещё сложнее: вместе с ребёнком составляйте цепочку из слов, начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например: мяч, чемодан, нос, санки и т. д.
А как любят дети играть со Звукоедиком! Познакомьте малыша с ним. Скажите: «У звуков есть страшный враг-Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких: (к)ран, (с)тул и т. д.». В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах. Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород,магазин, сад. Играйте до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова. Очень хорошая игра «Дом звуков» нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живет слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова спят отдельно. Давай уложим спать слово «кот». Ребёнок поочерёдно произносит каждый звук и выкладывает фишками. Все эти игры настольные. Если ребёнок предпочитает подвижные игры, то можно предложить поиграть в «Эстафету звуков». Расположите три игрушечные машины на небольшом расстоянии и скажите, что в каждой машине лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машину и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «с-с-с-с» .Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по своему : «р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?». Ребенок угадывает: «Сыр». Одновременно со звуковыми играми начинайте знакомить ребенка с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не ее название, а тот звук который эта буква обозначает. И еще-знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания букв хорошо лепить их из пластилина, рисовать на песке, находить их в тексте. Чтобы ребенок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в звуковые игры. Например, играя «Дом звуков», предлагайте вписать в окошке буквы слова КОТ.
Если ребенок знает буквы и умеет выделять слова в звуке, это еще не значит, что он может читать. Ему предстоит сделать еще одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным. У некоторых детей слияние звуков возникает спонтанно, само собой, но не у всех. Многих надо подготавливать к этому открытию главного принципа русской письменности. Здесь поможет «Дом букв». Сам дом вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протягивайте полоску с гласными. Помогайте ребенку читать слоги : ла, лу, ло, лы.
Итак, вы научили ребенка читать слоги-можно начинать читать односложные слова : мак, лак, сын. После каждого прочитанного слова обязательно выясняйте, понимает ли ребенок его смысл. В заключении скажем: учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно. В гости к ним могут приходить сказочные герои: добрый Айболит, умный Петрушка, Мурзилка, веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки и схемы, которые оживут с помощью детей и не дадут угаснуть детской любознательности, разовьют наблюдательность и помогут в познании окружающего мира.