Лучший педагог года

Консультация для родителей «Как развивается речь ребенка?»

Екатерина Овчинникова
Консультация для родителей «Как развивается речь ребенка?»
▼ Скачать + Заказать документы

«КАК РАЗВИВАЕСЯ РЕЧЬ РЕБЕНКА

Овчинникова Екатерина Владимировна

учитель – логопед ГБДОУ № 42

Колпинского района г. Спб

2024

Прежде всего, необходимо сказать, что понятие «норма» весьма условно. Каждый ребенок имеет собственный ритм развития, зависящий от биологических предпосылок, так и от социального окружения. Однако в генетической памяти нервной системы каждого ребенка заложены определенные ориентиры, которым следует большинство детей.

Публикация «Консультация для родителей „Как развивается речь ребенка?“» размещена в разделах

Качественный анализ данных раннего речевого развития информативен для проведения дифференциальной диагностики.

Например:

1. отставание в речевом развитии может иметь обратимый характер функционально динамический.

2. может являться стойким речевым расстройством на фоне мозговой дисфункции органического происхождения.

3. может быть, одним из проявлений нервно - психических заболеваний.

Поэтому уделять внимание раннему онтогенезу и развитию речи от 0

имеет большое значение для дальнейшей работы.

Появление и дальнейшее развитие речи зависит от ряда факторов:

определенной степени зрелости коры головного мозга;

определенного уровня развития всех органов чувств;

наличия речевой среды, речевого окружения;

состояния психофизического здоровья ребенка;

потребности пользоваться речью как основным способом общения.

Начальный период речевого онтогенеза, эта загадка перехода от молчания к слову. Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик – первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.

Период гуления продолжается с 2-х до 5-ти месяцев.

К ним относятся звуки кряхтения, радостного повизгивания. Их с трудом можно идентифицировать со звуками родного языка. Однако можно выделить звуки, которые напоминают гласные (а, о, у, э, наиболее легкие для артикулирования; губные согласные (п, м, б, обусловленны

физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г, к, х, связанные с физиологическим актом глотания.

В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа «гн-агн», «ля-аля», «рн» и т. д. Ребенок в процессе гуления как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их.

При нормальном развитии ребенка с 5-м месяцев жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка – лепет, который продолжается до 10-12 месяцев. В этот период лепетных звуков появляется признак локализованности и структурация слога. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования.

В начале этого периода у ребенка отмечается эхолалическое повторение за окружающими. В шесть месяцев ребенок хорошо произносит отдельные слоги с губными согласными и простыми мягкими переднеязычными и даже цепочки слогов с ними.

К семи месяцам лепет приобретает социализированный характер. Ребенок привлекает внимание окружающих голосовыми реакциями. В этот период дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, де-да и т. д., соотнося их с определенными окружающими людьми. Лепет – это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма» (мама) – говорит ребенок, и это относится именно к маме. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих.

В девять месяцев появляется так называемый модулированный лепет или «мелодический лепет», когда ребёнок способен уже повторять интонацию. В это же время начинается период произвольного подражания, ребенок пытается повторять за взрослым отдельные слоги и даже слова. В одиннадцать месяцев у ребенка появляются слова НЕ, ДА с соответствующими жестами.

Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек. Есть указания на то, что у девочек слова появляются на 8-9-м месяце жизни, у мальчиков – на 11-12-м месяце.

К году вес мозга ребенка удваивается. У нормально развивающегося ребенка к году не менее 10–15-ти осознанно употребляемых слов (МАМА, МЯУ, БАБА, БАХ, БАЙ-БАЙ, БИ- БИ, ПАПА, ПАЙ, НЯНЯ, НО-НО, ДАЙ, ДЯДЯ, ДЕДА, ТУ-ТУ, ТЁТЯ, КО-КО, КИСЬ, ГУЛЯ, ГА-ГА, ЛЯЛЯ, но слово у ребенка по-прежнему вызывается взрослым, у ребенка еще нет потребности в использовании слов.

Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Освоение и развитие фонетической системы языка идет вслед за появлением слов как семантических единиц. Слова могут выражать законченное целостное сообщение и в этом отношении равняться предложению. Первые слова обычно представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов (ма-ма, па-па, дя-дя и т. д.). Более сложные слова могут быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога. По мере роста словарного запаса фонетические искажения проступают более заметно. Это свидетельствует о более быстром развитии лексико-семантической стороны речи по сравнению с фонетической, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики.

В один год и два месяца у ребенка отмечаются первые элементарные проявления инициативы в использовании слова.

Значимым периодом в развитии речи ребенка оказывается возраст с полутора лет до одного года девяти месяцев. Этот возраст специалисты называют периодом лексического взрыва. В полтора года у нормально развивающегося ребенка в словаре 50-60 слов, появляются односложные предложения-требования.

Временной отрезок с одного года и девяти месяцев до трех лет называют периодом оформления самостоятельной речи

Ранный дошкольный возраст (с 2-х до 3-х лет)

Словарь:

К двум годам у нормально развивающегося ребенка в обиходе от двухсот пятидесяти до трехсот слов. В это время ребенок начинает употреблять не только существительные и глаголы, но и другие части речи. Имена существительные составляют примерно 63%, глаголы – 23%, другие части речи – 14 %.

Фонетико-фонематическая сторона речи.

В 2-3 года ребенок многие звуки родного языка переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем. Ребенок освоил гласные ([А], [У], [О], [И]) и согласные раннего онтогенеза [К], [К’], [Г], [Г’], [М], [М’], [П, ][П’], [Б], [Б’], [Т], [Т’], [Д], [Д’], [Н], [Н’] и к концу третьего года [В], [В’], [Ф], [Ф’] [Ы], [Э], [Х], [Х’], [С’], [З’], [Л’]. До трех лет физиологической нормой считается некоторое смягчение согласных звуков.

Фонематический слух.

Фонематический слух ребенка третьего года жизни практически не развит. Отмечаются нарушения звуконаполняемости слов. Но характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов, например: касянав (космонавт, пиямида (пирамида, итая (гитара, титаясъка (чебурашка, синюська (свинюшка).

Грамматический строй речи.

Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи, во времени (глагольные времена). Сначала появляется винительный падеж, затем – родительный, дательный, творительный и предложный. Сразу после двух лет ребенок осваивает уменьшительно-ласкательные суффиксы: [ПАТИК] – пальчик, [ВАТИТЬКА] – водичка. На третьем году жизни у ребенка формируется фразовая речь. К концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения.

Младший дошкольный возраст (от 3-х до 4-х лет)

В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Дошкольный этап характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса.

Словарь.

К трем годам в словаре ребенка от восьмисот до тысячи слов, а к концу четвертого года уже около полутора тысяч слов. Представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий.

Фонетико-фонематическая сторона речи.

Исчезает смягчение твердых согласных звуков. Малыш осваивает йотированные звуки (ЕДУ, ЯМА, ЮГ). Отмечается нарушение произношения свистящих, шипящих, аффрикат, и сонорных звуков. Правда, у большинства детей появляется звук [Л’]. Сложные звуки по-прежнему заменяются более простыми (например, [С] на [Т], [Т’] или [С’], [Р] на [ J ], [Л’] или опускается и т. п.). К четырем годам большая часть детей правильно произносит свистящие звуки: [С], [С’], [З], [З’] и хорошо различает их в речевом потоке. Развивается фонематическое восприятие.

Грамматический строй речи.

В речи ребенка четвертого года жизни еще встречаются грамматические ошибки: [ДЕРЕВЫ ]вместо ДЕРЕВЬЯ, [ПЕНИ] вместо ПНИ, [ЛОШАДИЙ] вместо ЛОШАДИНЫЙ, [СОЛДАТОВ] вместо СОЛДАТ и т. п. Ребенок активно овладевает навыками словообразования. В речи ребенка представлены простые распространенные предложения и сложные предложения различной конструкции. Ребенок задает много вопросов

Связная речь.

Малыш овладел диалогической формой речи и часто выступает инициатором общения, по образцу или предложенному плану может составить описательный рассказ об игрушке, по вопросам может составить рассказ по серии сюжетных картинок или по простой сюжетной картинке. Малыш легко запоминает и рассказывает стищки и потешки.

Средний дошкольный возраст (от 4-х до 5-и лет)

Словарь.

В словаре ребенка среднего дошкольного возраста около двух тысяч слов. Ребенок овладевает сложными предлогами. Представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий.

Фонетико-фонематическая сторона речи.

Ребенок осваивает подгруппу свистящих звуков, и уже правильно произносит в речевом потоке все свистящие звуки и дифференцирует их между собой. Еще возможно нарушение произношения шипящих, аффрикат, соноров. Малыш легко определяет ударный гласный в начале слов: утка, аист, озеро; может определить очередность звуков в слияниях: ау, уа, иа.

Грамматический строй речи.

У ребенка пятого года жизни в речи значительно сокращается количество грамматических ошибок. Но отдельные ошибки все-таки отмечаются. В речи представлены простые распространенные предложения даже с противопоставлением и сложные предложения различной конструкции. У ребенка совершенствуются навыки словообразования.

Фразовая речь, связная речь

Ребенком используются различные формы общения (диалогическая и монологическая речь, ситуативная и контекстная речь, он с удовольствием общается со сверстниками и взрослыми, задает взрослым много вопросов. Малыш может пересказать хорошо знакомую сказку или только что прочитанный небольшой рассказ, не испытывает затруднений при составлении описательного рассказа об игрушке, предмете по предложенному взрослым плану или алгоритму, может составить рассказ из трех-четырех предложений по серии картинок. Ребенок с удовольствием выразительно рассказывает стихи.

Старший дошкольный возраст, старшая группа (от 5 до 6 лет)

Словарь.

В словаре ребенка шестого года жизни от двух с половиной до трех тысяч слов, представлены все части речи. Отмечаются случаи употребления причастий и деепричастий.

Фонетико-фонематическая сторона речи.

В это время наблюдается активное становление фонетической стороны речи, поэтому к пяти годам и шипящие звуки как правило произносятся правильно и дифференцированы в речевом потоке, уходит смягчение звуков [Ч ] и [Щ]. Многие дети осваивают звук [Л]. И только звуки [Р] и [Р’] заменяются на [Л] и [Л ’], либо опускаются, что считается физиологической нормой. Ребенок легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех- пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.

Грамматический строй речи.

В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях практически всех грамматических категорий, хотя отдельные грамматические ошибки все еще встречаются. В речи все больше сложноподчиненных предложений.

Фразовая речь, связная речь.

Ребенок шестого года жизни уверенно владеет диалогической и монологической формами речи. У него сформированы навыки близкого к тексту и краткого пересказа, он может составить рассказ по серии картинок и по сюжетной картине по предложенному или составленному вместе со взрослым плану, знает и с удовольствием выразительно рассказывает стихи. Проблем в общении со взрослыми и детьми у него не возникает.

Старший дошкольный возраст, подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

Словарь.

В активном словаре ребенка седьмого года жизни более четырех тысяч слов, представлены все части речи, включая причастия и деепричастия. При употреблении причастий и деепричастий по-прежнему возможны ошибки.

Фонетико-фонематическая сторона речи.

Грамматический строй речи.

На уровне устной речи ребенок овладел грамматическим строем родного языка и практически не допускает грамматических ошибок.

Фразовая речь, связная речь.

Ребенок овладел развернутой фразовой речью. Он владеет пересказом, в том числе с изменением лица рассказчика. Ему доступно составление рассказа по серии картинок, по сюжетной картине, из личного опыта, творческий рассказ. Он сам может составить план рассказа или пересказа текста. Он может выразительно рассказать несколько стихотворений.

Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «Как развивать речь детей» Окружающий мир вдохновят вашего ребенка на новые словесные открытия и разовьют фантазию. Взрослым на прогулках нужно обращать внимание детей.

Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?»Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?» В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки,.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как развивается речь ребенка?»
Опубликовано: 3 октября 2024 в 14:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Как развивается речь ребенка?»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Овчинникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД