Анастасия Ковалева
Консультация для родителей «Как расширить словарный запас ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок ежедневно встречается с различными предметами и явлениями. Он открывает перед собой множество увлекательных и новых вещей, которые привлекают его внимание. У него возникают вопросы: "Что это?", "Как оно называется?", "Из чего оно сделано?", "Зачем оно нужно?"
Если взрослые отвечают на эти вопросы детей четко и подробно, то богатство словаря у ребенка начинает расширяться. Родители должны постепенно знакомить детей с предметами и явлениями, которые окружают их в жизни, и учить их правильно называть предметы, с которыми они сталкиваются в доме, такие как одежда, посуда и игрушки. Когда вы гуляете с ребенком на улице, показывайте ему здания, различные виды транспорта, растения и другие объекты, которые его интересуют. Запас слов у ребенка значительно увеличится, если родители научат его различать и называть не только предметы, но и важные детали этих предметов, а также сравнивать их по форме, назначению и названию.
Публикация «Консультация для родителей „Как расширить словарный запас ребенка“» размещена в разделах
Ребенку нужно помочь понять значение каждого слова, запомнить его и использовать правильно. Для этого можно широко использовать предметы из окружающего мира и природу. Покажите ребенку, сколько красивых листьев лежит на земле и объясните, что осенний ветер их сорвал с деревьев и закружил в воздухе, чтобы затем укрыть ими землю. Скажите ребенку, что это называется "листопад". Когда ребенок услышит новое слово, повторите его несколько раз и объясните значение. Таким образом, представление о листопаде станет частью сознания ребенка вместе с этим новым словом.
Но назвать один раз слово, объяснить его смысл еще недостаточно. Для закрепления нового слова, например, «листопад», можно показать ребенку картинку, на которой художник запечатлел это красивое явление, прочитать рассказ или стихотворение:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят…
И только тогда, когда новое слово будет применено ребенком правильно, можно утверждать: оно вошло в его активный словарь осмысленно.
Детская речь ограничена использованием прилагательных, поэтому наша задача как взрослых - помочь ребенку расширить свой словарный запас. Как это сделать? Ответ прост: показывайте ребенку предметы, определяйте их форму, размер, цвет, и обращайте внимание на их качества и свойства, такие как мягкость или твердость, легкость или тяжесть, теплоту или холодность. Однако, нам нужно помнить, что у ребенка ограниченный жизненный опыт и одного лишь восприятия недостаточно. Чтобы у ребенка сформировались четкие представления, ему необходимо не только посмотреть на предмет, но и потрогать его, сжать, сдавить, взвесить, погладить и сравнить с уже знакомыми предметами.
Давайте рассмотрим пример. Когда мама накрывает стол, она просит дочь достать мягкий хлеб. Девочка задается вопросом: как понять, какой из двух батонов мягкий? И тут она вспоминает, как мама выбирала хлеб в магазине. Теперь, каждый раз, когда она садится за стол, она пробует хлеб и говорит: "это мягкий хлеб, как пух", а этот – "жесткий". Представим, что перед ребенком находятся два мяча – большой и маленький. Ребенок сравнивает их и отмечает: большой мяч зеленый, а маленький – красный. Оба мяча гладкие и круглые, их можно катать и гладить. Таким образом, незаметно для себя ребенок знакомится с различными качествами предметов и пополняет свой словарный запас новыми словами, обозначающими эти качества. Эти примеры также показывают, что ребенок лучше всего запоминает качества предметов при их сравнении.
Родители должны не только сами познакомить ребенка с качествами окружающих предметов, но и научить его самостоятельно определять их. Возьмем во внимание следующий пример: ребенок пришел с утренника. Его голова полна впечатлений! У него есть о чем вспомнить и рассказать. Как он выражает свои впечатления? Чаще всего, он выдает отдельные фразы, и жестами, мимикой и движениями тела дополняет недостаток слов. Такое происходит из-за того, что он переполнен впечатлениями, и мысль опережает слова. Однако, нежелательно, чтобы такой способ выражения мысли стал привычкой для ребенка.
Ребенок пополняет свои впечатления, расширяет свой кругозор, но словарный запас остается прежним. Бывает и наоборот. В этом случае, словарный запас ребенка превосходит его понимание окружающего мира.
Это происходит, когда родители разговаривают с ребенком о непонятных для него вещах и явлениях, перегружая его словарь трудными словами, такими как изысканный или банальный. Эти слова привлекают ребенка своей новизной. Однако, он повторяет их механически, не понимая их значения. Если взрослые восхищаются тем, как легко дети манипулируют "умными" словами, то у ребенка может сформироваться привычка болтать, не вникая в смысл слов, и он начнет говорить пустые фразы.
Для того, чтобы помочь детям осознанно осваивать слова и активно использовать их, мы предлагаем следующие упражнения.
«Подбери определение», например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
«Узнай предмет по определению» : белое, длинное, чистое, махровое… (полотенце).
«Кто что делает?» (для активизации глаголов) : повар… (варит, печет, жарит); ветер… (воет, срывает листья, пыль поднимает, парус надувает).
«Кто это делает?» (подбор существительных) : метет улицу… (дворник, водит поезда… (машинист, лечит людей… (врач).
«Чем это делают?» (подбор существительных) : рисуют… (карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой).
«Что может быть хмурым?» (свежим, зеленым, металлическим и т. д.) : хмурым… (небо, лицо, утро, день, погода).
«Назови части целого» : дерево… (ствол, ветки, корень листья); обедать… (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить) и т. п.
«Дай три названия и больше» : стол… (мебель — вещь); клевер… (трава — растение); каша… (блюдо—пища—питание).
«Добавь пропущенное слово» : Пришел почтальон, он принес… Дворник взял метлу, он будет…
Хотя обогащение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, однако словарную работу нельзя считать на этом законченной. Очень важна собственно языковая работа над словом. Специалистами предлагается целая система упражнений, направленная на:
подбор антонимов и синонимов к заданному слову;
отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках: «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Труд кормит, а лень портит»;
договаривание предложения с антонимами: летом жарко, а зимой…;
составление предложений со словами синонимического ряда (струится, журчит, льется, парой антонимов (умный—глупый, весело—скучно);
объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте : ушко зайчика — ушко иголки;
подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова : острый перец — горький, жгучий; острая иголка — остроконечная;
рисование на тему многозначного слова;
нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, литературных произведениях;
придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.