Ольга Мастьянова
Консультация для родителей «Как определить талант ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологи, педагоги, педиатры и руководители различных секций утверждают, что все дети гениальны, или по крайней мере, очень талантливы. Но каким же талантливым должны быть родители, чтобы не только вовремя заметить способности и задатки ребенка, но и ещё развить их!
Давайте попробуем разобраться для начала в таких понятиях как способности, задатки, склонности, талант.
Задатки – природные предпосылки способностей; врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и мозга, служащие основой для формирования тех или иных способностей.
Публикация «Консультация для родителей „Как определить талант ребенка“» размещена в разделах
Способность - индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для успешного выполнения той или иной деятельности. Способности не сводятся только к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, точности и простоте приемов овладения глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками. Различают общие способности, необходимые для осуществления многих видов деятельности, и специальные способности, необходимые для выполнения определенного вида деятельности.
Талант - высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры. В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике обычно он проявляется в раннем возрасте, а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте.
Высший уровень развития способностей – это гениальность. Гении своим творчеством и деятельностью оказывают влияние на развитие всего человечества.
Таким образом, талант и гениальность – это высокий уровень развития тех или иных способностей. Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности?
Способности могут лежать в одной из восьми областей человеческой деятельности.
У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:
- обладает хорошей памятью;
- ясно мыслит, хорошо рассуждает, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
- легко и быстро схватывает новый материал;
- задает очень много продуманных вопросов;
- любит читать книги;
- обгоняет своих сверстников по учебе;
- обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен не по годам;
- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. п.);
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
О наличии музыкальных способностей можно говорить, если ребенок :
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
- любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
- вкладывает в исполнение песен или мелодий много чувства и энергии, а также свое настроение;
- сочиняет свои собственные мелодии;
- научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;
У вашего ребенка технические способности, если он:
- интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
- любит конструировать;
- сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
- может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
- любит и умеет рисовать;
- интересуется специальной технической литературой;
Способности к научной работе проявятся у вашего ребенка в том, что он:
- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;
- любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
- часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
- не унывает и не остывает к работе надолго, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
У вашего ребенка совершенно очевиден артистический талант, если он:
- обладает выразительной мимикой, жестами и движениями;
- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает
- может подражать человеку, о котором рассказывает, меняя тональность и выражение голоса
- с большим желанием выступает перед аудиторией
- с легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения
- пластичен и открыт всему новому.
Если у ребенка выражены спортивные способности он:
- очень энергичен и все время хочет двигаться
- смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;
- почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре
- ловко управляется с коньками и лыжами, мячами и клюшками
- лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко и пластично
- предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню
- кажется, что он никогда не устает
- у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.
Художественные способности могут проявиться в том, что ребенок :
- в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски
- рисует или лепит для того, чтобы выразить свои чувства или настроение
- серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж
- рисует разнообразные рисунки, а не изображает постоянно что-то вполне удавшееся
- стремится создать какое-либо произведение, имеющее прикладное значение - украшение для дома, одежды и т. д.
- не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
И, наконец, у вашего ребенка литературное дарование, если он:
- рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль
- любит фантазировать на тему действительного события, причем раскрывает событие с необычной стороны;
- выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние, переживания и чувства героев сюжета
- изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными
- любит писать рассказы, стихи
Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время. Так, например, музыкальные, художественный и спортивные способности могут выявиться очень рано, а вот для проявления литературных способностей иногда нужен свой срок и определенный жизненный опыт. Не будем торопиться объявлять ребенка неталантливым, если он не проявляет себя как юное дарование, ведь способности это как цветы. Одни - расцветают ранней весной, а другие - лишь в конце лета. Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет). Но уже с раннего детства можно увидеть определенные задатки и склонности. Долг любящих родителей – их заметить и развивать. Как же это сделать? Путем наблюдения! В раннем возрасте процесс выявления способностей ребенка ложится, в основном, на плечи родителей и ближайшее окружение, ведь никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. Наблюдая за малышом, родители могут составить общее представление о его возможностях. Склонности ребенка могут стать нужной подсказкой для родителей о зарождающемся таланте ребенка.
Склонность это избирательная направленность человека на определенную деятельность. В основе склонности – глубокая устойчивая потребность в какой-либо деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Возникновение склонности обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей.
Уделяя основное внимание тому, чем ребенок любит заниматься, о чем интересуется у взрослых можно проследить, в какой сфере начинает раскрываться дарование ребенка.
Напоследок хотелось бы сказать, что не менее важен интерес родителей к тому, что делает ребенок. Малыш занимается чем-либо исключительно потому, что ему это нравится. Но если взрослый относится к его занятию с непониманием или равнодушием, у ребенка может быстро пропасть интерес к любимому делу. И наоборот, если ближайшее окружение поддерживает и поощряет ребенка, то его способности будут быстро развиваться и возможно даже перерастут в талант!