Мария Сопронюк
Консультация для родителей «Как оценивать детские рисунки»
▼ Скачать + Заказать документы
Как оценивать детские рисунки
Правильная оценка детского творческого продукта всегда приводит к бурному развитию интереса к рисованию, лепке и вообще к творчеству. Обычная же «отговорка», а тем более критика, может полностью загубить этот интерес. Как правильно оценивать детский рисунок? Это зависит от возраста ребёнка.
До 3-х лет:
Детское рисование начинается с «периода каракулей». Здесь хороши будут фразы типа «О, как ты уже хорошо рисуешь», «Как много всего у тебя нарисовано» и «Какой (какая) ты молодец!» Это важно: хвалить самого ребёнка, а потом уже рисунок. Ребёнок рисует потому, что его увлекает сам процесс. Поэтому важно закрепить именно связь: «Я рисую - я молодец!» Обычно при этом происходит такой диалог: «Мама, смотри что я нарисовал!» – и самый правильный ответ со стороны мамы будет звучать как «Ух ты!» с последующей паузой. И через несколько секунд ребёнок расскажет всё сам. В идеале, нужно соблюдать осторожность и с прямыми вопросами типа «Я красиво нарисовал?». Самый простой выход – опять же, ответ «Да ты вообще молодец!».
Публикация «Консультация для родителей „Как оценивать детские рисунки“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Темочки
Кроме того лучше избегать вопросов: «А что ты нарисовал?»- обычно ребёнок искренне верит, что мы это уже видим.
Ни в коем случае не критикуйте рисунок. Критику рисунка ребенок воспринимает, как критику самого себя, а не его творчества!
Если нужно что-то подправить в рисунке ребенка, то делаем это в игровой форме. Например: «Ай-да солнышко у тебя получилось! Какое круглое, желтое, теплое. Ой, а что же солнышко лучики за тучки спрятало? Испугалось нас. Не бойся, солнышко, нас. Покажи нам лучики. Давай поможем солнышку нам лучики показать – вот так их нарисуем!»- и подсказываем как нарисовать детали, которые малыш забыл.
В 4-5 лет
В 4 года детский рисунок постепенно переходит от стадии каракулей к предметному изображению.
Мы продолжаем хвалить ребенка, чтобы поощрять его дальнейшее творчество и уверенность в своих силах, но и у похвалы в этом возрасте есть свои
правила
:
1. Избегайте пустой похвалы
Простые “Ух ты!”, “Так красиво!” не требуют особых усилий.
2. Замечайте детали в рисунке
Вместо обычного “красиво!” попробуйте заметить особенность в работе.
Например:
-Твоя речка быстрая, ты использовал много волнистых линий;
-Твоя осень яркая, у тебя много красных и желтых листьев;
-Ты заполнил весь лист своей картиной.
Есть множество факторов, которые вы можете отметить: детали, цвет, линии, пятна, композицию, фактуру, движение и тд.
3. Добавьте описание
4. Задавайте вопросы
Вместо того чтобы говорить детям, что ВЫ думаете об их творческой работе, направьте их внимание внутрь себя.
Например:
Что здесь происходит?
Чем ты рисовал?
Почему выбрал эти цвета?
Какое бы ты назвал свою работу?
Что бы ты хотел сделать со своим рисунком?
Тебе нравится рисунок?
Попробовать фразу “Расскажи мне о своей работе“? Это простое предложение побуждает к стольким замечательным разговорам!
Просто переключите внимание ребенка на то, что он думает о своей работе. Такой увлекательный ответ побудит ваших детей говорить, и удержит внимание на маленьком художнике.
5. Критика в игровой форме
Критика является одной из главных причин низкой самооценки и страха ошибки, но и она уже может появляться при оценке рисунка 4-х летнего ребенка. Критикуем очень аккуратно и в игровой форме!
Например, ребенок нарисовал собаку, у нее 6 ног, ушей нет: «Получилась замечательная собака, быстро бегает, наверное,»- и, если есть возможность исправить говорим: «но мне, кажется она может, запнуться, давай посчитаем ей лапы, может есть лишние?» И про уши: «скорее всего она меня не услышит если я ее позову есть, как же ей помочь?»- ребенок быстро сообразит и дорисует.
После 6 лет
у ребенка появляется самооценка и свое творчество он уже может оценить сам, поэтому не врем!
Хвалим, как и 4-5 лет конструктивно. Если необходимо покритиковать, действуем по схеме похвала-критика-похвала.
Например: Ребенок с гордостью и радостью принес рисунок поляны и грушевого сада.
1. Похвала. Поблагодарите ребенка за то, что он принес вам свою работу. Рассмотрите её вместе внимательно. Найдите не менее трёх вещей, за которые вы можете похвалить рисунок: «Особенно хорошо у тебя получились груши. А ещё мне нравится, как ты смешала краски, когда рисовала поляну и стволы деревьев. Груши на ветках получились сочными, так и хочется съесть. А что тебе больше всего нравится в рисунке?». Обратите внимание на то, что хвалить нужно именно рисунок. Спрашивая ребенка, что ему нравится в его работе, вы стимулируете его критично относиться к результатам собственной деятельности, и даете возможность самостоятельно оценить работу.
2. Критика. Отметьте не более трех! деталей рисунка, над которыми ещё надо поработать: «А что же случилось с ветками? Они такие толстые, как сучья старого дерева. Постарайся в следующий раз сделать их тоненькими, а то дерево может сломаться. А давай в крону дерева добавим еще листьев, сделаем ее пышной, чтобы было больше тени и все могли сесть в жаркую погоду и отдохнуть. А почему у тебя нет цветов? Я так люблю цветы, и мне очень хочется увидеть, как они цветут на такой замечательной поляне». Обратите внимание, что мы подсказываем как надо или как будет лучше. Если ребенок объясняет, почему он так сделал («все цветы спрятались от дождика») – не стоит спорить и заставлять переделывать, ваше дело показать путь к совершенствованию, а решение идти по нему или нет должен принимать сам ребенок.
3. Похвала. Чтобы сгладить осадок от критических замечаний и поддержать желание творить, необходимо снова вернуться к похвале и, если это возможно, предложить доработать рисунок. «Такой солнечный день у тебя получился! Я бы с удовольствием позагорала на этой полянке. Рисунок производит хорошее впечатление, так и просится на выставку. Если ты ещё чуть-чуть поработаешь и исправишь кое-какие детали – работа будет великолепной, и мы добавим её в твой альбом лучших рисунков». Обратите внимание, финальная похвала может быть как детальной, так и общей, а в завершении должна содержать какую-то ободряющую ребенка желанную цель.
Грамотная критика оставляет возможность для совершенствования и помогает развернуть крылья, а не подрезает их.