елена матвеева
Консультация для родителей «Как нужно выбирать игрушки?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как часто в семье, имеющей возможности «побаловать» малыша, наблю-дается знакомая картина: комната завалена немыслимым количеством игрушек, из которых многие переломаны, заброшены, а малыш на кухне с большим удоволь-ствием возится с мельницей для кофе, с дуршлагом, бидончиком и пр. Дитя скла-дывает в бидончик всё, что влезает в его горлышко, и, поминутно встряхивая, при-слушивается к пронзительным звукам, а затем поочерёдно извлекает один предмет за другим.
Публикация «Консультация для родителей „Как нужно выбирать игрушки?“» размещена в разделах
Чем обусловлены его предпочтения, хотя бы из числа игрушек? Ответ прост, потому что в своих действиях малыш зависим от предпочтений, обусловлен-ных его возрастом. На первом году жизни ребёнку целесообразно давать шарики, кубики, колечки, т. к. малыш осваивает их «физически», накапливая практический опыт действий с предметами. Он ещё не умеет играть с образными игрушками. Ре-бёнка увлекает сам процесс воздействия предметом на предмет. Поэтому малыш безжалостно отрывает колёса у дорогого самосвала, разбирает по частям сверкаю-щий вездеход. Ему хочется разобрать всё на части, потому что ребёнок накапливает практический опыт действий с предметами, познаёт зависимости формы, величины, массы, а также изменения, связанные с положением предметов в пространстве. В этот период малышу не следует дарить дорогостоящие игрушки, которые он не мо-жет ни разобрать, ни собрать, а рассчитывать на сюжетную игру крохи ещё слишком рано.
Только на втором году жизни ребёнок начинает играть с игрушками, ис-пользуя их по функциональному назначению. Он действует по подражанию, открыв для себя тайну игрушки : вот, оказывается, как можно с ней действовать, как следует поступать. Ребёнок отображает кусочек собственной жизни. Нет, он не берёт на се-бя роль, а только неоднократно проигрывает само действие. Игрушка, прежде все-го, должна быть удобна для маленького ребёнка, выразительна, разнообразна в употреблении. Известно, чем меньше ребёнок, тем проще, декоративнее должна быть игрушка.
Поговорим о кукле! После полутора лет кукла выступает для ребёнка в функции человека, а не просто предмета. С двух лет нужна кукла с образом сверст-ника-голыша, девочки, мальчика. Величина куклы может быть в пределах 40см.
Нужны куклы шарнированные, т. е. с вращающимися ручками и ножками.
На третьем году ребёнок начинает брать на себя роль, а это значит, что он изобра-жает маму, доктора, шофёра. Приходит ролевая игра. Малыш демонстрирует раз-вёрнутость ситуаций, игра более насыщена и приближена к жизни. В игре преобла-дают бытовые мотивы. И что самое главное - ребёнок отражает в игре действия близких людей. Это значит, что малыш, беря на себя роль мамы, изображает именно свою маму и т. п.
Учёные отмечают одинаковый интерес мальчиков и девочек к игре с куклой. В самостоятельной игре дети оставляют без внимания большие куклы как неудобные, а также твёрдые. Особый интерес проявляется к шарнированной кукле 30-40см, так как шарнир помогает одевать и раздевать, сажать и т. д.
Изучение игрового поведения детей третьего года жизни, показало, что наибольшим успехом пользуются игрушки-животные. Малыши очень любят мягкие игрушки, изображения домашних животных, сказочных персонажей, героев весёлых потешек. Ребята, более старшего, возраст (3 года) любят играть с плоскост-ными моделями, изображающими животных. Значительно расширяется номенкла-тура детской избирательности. Теперь малыш отдаёт предпочтение диким живот-ным. Привлекают и экзотические животные.
Среди игрушек особое место занимают животные, стилизованные под человека (слоник в фартучке, свинка в платьице). Их можно купать, кормить, водить за руку, разговаривать.
Взрослым следует принять во внимание, что к трём годам игра ребен-ка усложняется. Он проигрывает довольно сложные сюжеты, в которых задействованы не только сюжетные игрушки, но и строительные наборы. Малышу необхо-димы строительные наборы, включающие объёмные геометрические фигуры.
А как относятся дети к игрушкам, отображающим наш быт! Эти игрушки по предпочтению ВЫШЛИ на третье место. Причём в возрасте 2,5 -3 года как девочки. Так и мальчики с большим удовольствием играют с бытовыми игрушками, так же как и с куклами.
Это не деградация мужского начала в ребёнке, а форма отражения счастливого быта семьи, где между мужем и женой существуют гармоничные отно-шения любви и взаимопомощи. Именно в таком микроклимате закладываются ка-чества, которые помогут мальчику стать в будущем хорошим семьянином.
Хочется сказать про машины. Исследование показало, что почти поло-вина малышей в качестве любимой игрушки выбирает машину. Наибольшем успе-хом в этом возрасте пользуются машины средних размеров. Особенно привлекают машины- фургоны с открывающимися дверками. Так как это «загадка», а что там внутри?
Кстати, девочки так же обожают машины, как и мальчики, выстраивая интересные сюжеты.
Особый интерес вызывает у малышей игрушка - телефон. Потому, что эта, игрушка-собеседник. Как часто она выручает нас, взрослых, когда мы не можем уделить внимания крохе. Малыш выходит их затруднительной ситуации, он начина-ет с нами общаться в воображаемой ситуации, по телефону. Эта игрушка помогает ребёнку вообразить ситуацию «на том конце провода». Прислушаемся к разговору сына или дочери. И узнаем себя в своих повседневных заботах, в знакомых инто-нациях голоса и речевых высказываниях. И ещё : игрушка-телефон поможет нам узнать, о чём мечтает наш малыш? Чего он боится? Кого любит и ждёт с нетерпени-ем?
Итак, исследование игровых предпочтений, полученных учёными в эксперименте, показало, что дети в возрасте от 1,5 до 3,5 лет отдают предпочтение игрушкам в следующем порядке :
1. игрушки - животные
2. игрушки - забавы
3. игрушки на бытовые темы
4. машины
5. куклы
6. игрушки, развивающие движения (мячи, прыгалки, обручи и т. д.)
Список литературы:
1. Батурина Е. Игрушки в семье//Дошкольное воспитание. – 1974.
2. Игрушка в жизни ребенка. /Под ред. Коссаковской Е. А. – М. : Просвещение, 1980. – С. 64.
3. Павлова Л. В. Какие игрушки предпочитают
малыши?//Дошкольное воспитание. – 1997. - № 12. – С. 86-89.