Голованова Ольга Владиславовна
Консультация для родителей «Как говорить с детьми о смерти домашнего питомца»
▼ Скачать + Заказать документы
Если коротко, то так же, как и об уходе близкого человека. Домашнее животное часто становится членом семьи. И с ним могут налаживаться особые отношения, особенно если у него есть эмоции и привязанность к людям. Ведь с ним можно поиграть, его можно, обнять, если плохо, грустно, страшно.
И смерть животного может тяжело переживаться и взрослым, и ребенком. Для детей и подростков это может быть первое переживание утраты близкого существа. Поэтому важно правдиво, спокойно и без кровавых подробностей рассказать о ней. Смерть означает, что тело питомца перестало жить, и он не вернется. Не нужно говорить про звезду, облака или небо, к которым нет дороги человеку. Это путает и искажает смысл. И вносит в сознание запретности темы смерти.
Публикация «Консультация для родителей „Как говорить с детьми о смерти домашнего питомца“» размещена в разделах
Дети разных возрастов по-разному понимают и проживают смерть домашнего животного. Например,
- Малыши до 2-х лет еще не испытывают привязанности к домашнему любимцу, и могут вовсе не заметить его исчезновения.
- Дети от 3 до 5 лет считают смерть временным и обратимым процессом. Ведь они растут на сказках и мультиках, а там много разного волшебства. Но в этом возрасте питомец может быть другом по играм, и к нему может быть привязанность и нежность. Необходимо дать малышу любовь и поддержку, тактильный и душевный контакт с родителями и другими близкими взрослыми.
- Дети 6–8 лет осознают, что смерть необратимый процесс для живого существа, но чувствуют, что она случается с другими, а не с ними.
В этом возрасте привязанность к питомцу выше и переживаний из-за его смерти больше. Ребенку надо дать возможность полноценно прожить горе утраты.
- Дети старше 10 лет
В подростковом возрасте, как правило, дети уже понимает, что смерть - это то, что случается со всем живым. И с ними самими тоже. Но без поддержки близких тут тоже не обойтись.
Нормально в разговоре о смерти питомца печалиться, плакать, рассказывать о своих переживаниях, называть эмоции. У ребенка будет опыт того, что грустить по кому-то дорогому можно. Ведь он был ценным для нас. И что при этом слезы, возможность выговориться и поддержка дают облегчение.
У проживания горя потери есть свои стадии:
1. Шок
«Да как так! Невозможно», - особенно если животное погибло внезапно, а не после тяжелый болезни.
2. Отрицание
"Такого не может быть. Нет, он жив, просто убежал. Это сон".
3. Гнев
Гнев на то, что погиб любимец. Он может выливаться на кого угодно: родные, весь мир, сам ребёнок, если есть склонность к аутоагрессии. Или чувство вины. Не закрыл клетку. Открыл окно. Плохо ухаживал. Много корма насыпал в аквариум. Тискал и обижал. Если такое было, то снять вину с ребенка и уже потом (возможно, не в этот день) спокойно поговорить с ним о внимательном отношении к тем, кто зависит от нас.
Не нужно сразу же заменять одно животное другим, чтобы заглушить боль. Боль нужно принять, погоревать.
4. Депрессия
К подростку приходит понимание того, что случилось. Могут накатывать эмоции и слезы, апатия. И здесь важна поддержка близких, друзей.
Можно предложить излить переживания в творчестве: написать рассказ о любимце или коллаж из фото сделать, рисунок. Можно переключить силу эмоций на помощь другим животным, волонтерство.
Смерть любимца - горькое, но переносимое переживание. Сложность и непереносимость потери питомца бывает (чаще это подростковый возраст, когда питомец был единственным другом ребенка. И все потребности в любви, принятии, близости, дружбе и заботе выливалась в отношения с ним (чаще всего это собаки, кошки). И возможно, его потеря вскрывает чувства, которые не были прожиты при потере какого-то очень близкого человека.