Ермакова Нина
Консультация для родителей «К кому обратиться, если…»
▼ Скачать + Заказать документы
"К кому обратиться, если…"
Специалисты, которые могут быть вам полезны в воспитании ребенка и преодоление проблем разного характера:
Детский психолог
Это специалист, который занимается решением детских проблем. Не стоит его путать с психиатром, невропатологом или другим представителем медицины. Он не ставит диагнозы и не выписывает рецепты на лекарства. В его обязанности не входит лечение ребенка или забота о его внешнем виде. Родителям советуют обратиться к детскому психологу еще во время беременности. Это идеальный вариант. Специалист объяснит, что пойдет на пользу будущему ребенку, а что может навредить. После рождения малыша, родителям расскажут о развитии психики младенца, особенностях поведения, на которые стоит обратить внимание. Развитие ребенка можно ускорить, правильно организовав его режим дня, грамотно подобрав игрушки и вовлекая его в общение со окружающими. Чем старше становится ребенок, тем с большим количеством проблем он сталкивается. Специалист поможет их избежать.
Публикация «Консультация для родителей „К кому обратиться, если…“» размещена в разделах
Круг проблем, решение которых входит в компетенцию детского психолога, очень обширен и зависит от возраста маленького пациента. Родители дошкольников обращаются за помощью к специалистам при возникновении следующих проблем: плохое восприятие слуховых, зрительных и осязаемых образов, неразвитая мелкая моторика пальчиков, невнимательность, отсутствие умения различать цвета, величины и формы. Во время работы с ребенком психолог определяет особенности его памяти, уровень интеллекта, эмоциональность, развитость мимики. Родителям полезно будет узнать, что ребенок запоминает быстрее – звуки, стихи, прозу или образы; умеет ли их малыш находить выход из сложных непривычных ситуаций; владеет ли он обобщающими понятиями «транспорт», «фрукты», «животные» и т. д. От уровня развития ребенка зависят его успехи в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками. Родители будут знать, как поведет себя малыш в незнакомой ситуации, и чем он занимается, оставшись один. Многие проблемы являются результатом «нездоровых» отношений в семье. Детский психолог расскажет, как малыш воспринимает происходящее дома, и удовлетворяют ли его отношения с родными. Родителям дошколят будут даны советы о том, когда лучше отдать ребенка в школу, и что сделать, чтобы снизить будущие трудности в обучении.
Детский психотерапевт
В первую очередь это врач, в отличие от психологов, не имеющих медицинского образования. Он осведомлен относительно всех детских болезней, в том числе, которые приводят к психической патологии. Во вторых, он имеет сертификат по психиатрии и по психотерапии. Поэтому он вправе при необходимости решать вопросы о лекарственном лечении.
Жалобы, с которыми обращаются к детскому психотерапевту
Неадекватное или странное поведение ребенка - агрессия, пассивность, неусидчивость, нежелание или неумение контактировать с окружающими – родственниками, сверстниками, учителями.
Выраженные отличия в умениях и навыках ребенка по сравнению со сверстниками, что особенно ярко проявляется в начале школьного обучения.
Заболевания, специфичные для того или иного детского или подросткового возраста - энурез, энкопрез, тики, детские страхи, синдром гиперактивности с дефицитом внимания СГДВ или минимальные мозговые дисфункции ММД нервная анорексия и булимия.
Причины детских психических и психологических расстройств
Перинатальная патология – патология беременности, родов и первых месяцев после рождения. Последствия перинатального неблагополучия могут сказываться не сразу, а проявиться в течение детского периода - энурез, энкопрез, тики, заикание, синдром гипреактивности с дефицитом внимания (СГДВ) или минимальные мозговые дисфункции ММД.
Наследственная патология, доставшаяся ребенку от кого-то из ближайших родственников - шизофрения, психопатия, умственная отсталость и пр.
Заболевания нервной системы: последствия нейроинфекций или механического повреждения мозга (например, сотрясения).
Как работает детский психотерапевт
Первый этап работы детского психотерапевта – это изучение истории болезни. Поэтому родителям на первом приеме желательно иметь на руках поликлиническую карточку ребенка. Детский психотерапевт должен знать, когда и с каких симптомов началось заболевание, что ему предшествовало. Перед лечением он может направить вас к другим специалистам с целью уточнения диагноза и методов лечения.
Детский психотерапевт по очереди беседует с родителем и ребенком с целью выяснить, насколько одинаково все трое понимают проблему.
Он проводит психологическое тестирование ребенка с целью установления его психологических возможностей и выбора адекватного метода психотерапии.
Он оценивает настрой родителя и ребенка на лечение, после чего анализирует, какие именно методы будут наиболее эффективны в каждом конкретном случае. Он заключает с ребенком договор о конфиденциальности, покуда проблемный ребенок чаще всего в принципе не доверяет взрослым, которые вторгаются в его духовный мир. Детский психотерапевт обговаривает с ребенком те моменты, о которых не должны знать родители, и чаще всего это негативные чувства по отношению к ним. Но при этом предупреждает, что границы конфиденциальности заканчиваются там, где ребенок или подросток готов нанести реальный вред себе или окружающим.
Работа детского психотерапевта никогда не ограничивается только контактом с ребенком, здесь необходимо участие заинтересованного в изменениях родителя. Важно добиться одинакового понимания проблемы и путей ее устранения. Поэтому детский психотерапевт может предложить Вам пройти курс собственной психотерапии или семейной.
Детский невролог (невропатолог)
Это врач, которые диагностирует и лечит заболевания, вызванные поражением центральной и периферической нервной системы, а так же функциональными (следствия вышеуказанных поражений) нарушениями у детей. В первую очередь, врач невролог изучает головной мозг ребенка. Этот орган потребляет четвертую часть крови, для его нормального функционирования требуется хорошее кровообращение и питание.
К патологическим явлениям нервной системы надо относиться очень серьезно. Так как они могут привести к тяжелым последствиям. Как минимум это задержка развития психомоторного и речевого аппарата. Дальше патологии нервной системы могут привести к нарушениям поведения, например, к гиперактивности, синдрому дефицита внимания, нарушению формирования навыков письма, счета, чтения, эмоциональной неустойчивости. У таких детей часто встречаются неврозы, нервные тики, неадекватное поведение. По американской статистике большую часть заключенных тюрем составляют люди, имевшие в детстве диагноз «СДВГ» (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Причины посещения врача невролога:
• Если новорожденный тяжело засыпает, часто просыпается, сон поверхностный.
• Если у новорожденного периодически трясутся подбородок, ручки или ножки (м. б. нормой, но это должен констатировать врач).
• Если младенец часто и много) срыгивает.
• Младенец поджимает пальчики, когда его ставят на стопу (м. б. пограничным с нормой состоянием, но это должен констатировать врач).
• Ребенок подергивается, при повышении температуры.
• Если у ребенка болит голова, быстро утомляется, часто раздражен
• Не контактирует со сверстниками.
• При рассеянности, не успевает в школе.
• Плохо спитДетские неврологические поражения делятся на:
• Генетические (в т. ч. наследственные)
• Инфекционные
• В следствие токсических нарушений
• Вследствие травматических поражений
• Гипоксические поражения (на данный момент самый большой процент поражений ЦНС)
• Эпилепсия (м. б. наследственная, посттравматическая и т. п.)
Логопед
Это специалист, занимающийся профилактикой и коррекцией нарушений устной и письменной речи.
Направления работы логопеда:
• Помощь неговорящим детям (если ребёнок в 2 года не говорит, говорит на своём языке, использует жесты вместо речи, лепетные слова или звуки).
• Помощь детям 3-х, 4-х, 5-ти лет с неразборчивой, плохо понятной окружающим речью. Коррекция звукопроизношения.
• Коррекция звукопроизношения.
• Помощь заикающимся детям.
• Расширение словарного запаса и формирование правильного грамматического строя речи (накопление словаря, построение фраз, употребление предлогов, окончаний слов и др.).
• Обучение грамоте, чтению, письму, составлению рассказа, пересказа.
• Проблемы с письмом и чтением у школьников (пропуски, перестановка букв; нелепые ошибки – не дописывает окончания; забывает ставить точки; не применяет выученные правила написания и т. д.).
Работа логопеда может строиться в зависимости от сложности и устойчивости нарушений речевого развития:
• индивидуально;
• в групповой форме.
В каких случаях родителям следует обратиться к логопеду :
Имеются нарушения звукопроизношения: речь ребенка неразборчива и непонятна, ребенок неправильно произносит звук, до подросткового возраста сохранилось неправильное звукопроизношение (картавость, шепелявость и др.).
Дислалия - у ребенка нормальный слух, достаточный словарный запас, он правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. При дислалии звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. При своевременной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата, расстройство артикуляции. Оно возникает, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Прежде всего, ограничен в движениях основной орган артикуляции – язык. Затруднено движение и других частей речевого аппарата (губ, неба, голосовых связок, диафрагмы). Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих, «каша во рту».
Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Характерным для ринолалии является патологическое изменение тембра голоса. Именно поэтому прежнее название ринолалии – гнусавость. Кроме того, при ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи. В целом речь при ринолалии мало разборчива, монотонна.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы (речевая функция неполноценна целиком – фонематическая, лексическая (словарный запас, грамматическая (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях) стороны языка.
Фонетико-фонематическое недоразвития речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем и произношения звуков.
Задержка речевого развития (ЗРР) - уместна по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь. Дети с задержкой речевого развития осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, но в более поздние сроки. У них позже, чем положено в среднестатистические сроки, появляется речь, и развивается она медленнее, чем у других детей.
Мутизм – отказ от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. В основе лежит реакция организма на резкий психический раздражитель (испуг, обида, конфликт, психическая травма, непосильное требование). Наблюдается главным образом в детском возрасте и чаще возникает у застенчивых, робких, физически ослабленных детей. При мутизме отсутствует как ответная, так и спонтанная речь. При этом способность разговаривать и понимать чужую речь сохраняется.
Элективный мутизм – избирательный отказ от речи.
Недостаточный словарный запас.
Грамматические нормы языка не усвоены, неправильно согласуются слова, ребенок не владеет связной речью.
Трудности в обучении чтению и формировании письма, специфические стойкие нарушения чтения и письма: ребенок знает правило, но забывает использовать его при письме, допускает глупые ошибки, что приводит к устойчивой неуспеваемости по русскому языку; ребенок плохо читает, медленно и монотонно, с ошибками, а иногда и сам придумывает конец читаемой фразы.
Дислексия - нарушение чтения при сохранном интеллекте и физическом слухе, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Проявляется в замедленности, фонетическом искажении (пропуск букв, добавление ненужных, искажение слов, замена букв местами, пропуск начальных слогов) или непонимании смысла содержания при чтении.
Дисграфия - частичное нарушение письма, неспособность (или затрудненность) овладения письмом при сохранном интеллекте и физическом слухе. Это специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил (замены, пропуски, перестановка, недописывание букв, вставка лишних букв, слияние нескольких слов в одно и разделение одного слова на части).
Дизорфография - проявляется в том, что ребенок испытывает стойкие трудности в овладении правилами правописания и их использовании. Многие из таких детей, даже зная правила, продолжают делать ошибки. Причина заключается в том, что они не замечают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами.
Заикание - остается одним из самых непонятных и трудноустранимых нарушений речи. Традиционно определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. При заикании органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится напряженным, коротким, часто заикающиеся говорят на вдохе, голос также напряжен. Отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса. Основной симптом заикания – судороги мышц речевого аппарата.
Дефектолог
Это специалист, занимающийся развитием, обучением и воспитанием «особенных» детей (детей с физическими и психическими нарушениями). Мы говорим о таких отличиях ребенка, как задержка речевого развития, задержка психомоторного развития, умственная отсталость, аутизм, эпилепсия, ДЦП и т. д.
«Особым» детям требуется повышенное внимание родителей, а специалистам, с ними работающими, - определенная квалификация. Этим детям необходим комплексный подход к воспитанию, коррекции поведения, обучению. Именно поэтому работа дефектолога тесно связана с областями работы других специалистов: психологией, медициной, педагогикой и др.
Направления работы дефектолога:
• Помощь при неравномерном развитии ВПФ. (Например, память хорошая, а речь отстаёт в развитии; мышление хорошее, а внимание слабое.)
• Проблемы развития при ряде заболеваний: ПЭП, ММД, ЗРР, ЗПР, РДА, СДВГ (речевые нарушения, недостаточное внимание, память, неусидчивость, сложности в обучении и т. д.).
• Проблемы школьной успеваемости по причине нарушенного развития в дошкольном возрасте.
• Помощь детям при нарушениях умственного и физического развития.
• Целью работы дефектолога является адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
Как строится работа дефектолога
В работе дефектолога преобладает такая форма занятий, как индивидуальные занятия. Это позволяет максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, увидеть лишь ему присущие специфические отклонения в психическом развитии и подобрать действенные методические приемы для их преодоления и уменьшения.
Всестороннее обследование развития высших психических функций направлено на выявление уровня овладения ребенком важнейшими видами деятельности (предметной, игровой, изобразительной, элементарной трудовой, развития восприятия, умения осуществлять простейшие мыслительные операции.