Папки-передвижки

Консультация для родителей «К кому обратиться, если…»

Ермакова Нина
Консультация для родителей «К кому обратиться, если…»
▼ Скачать + Заказать документы

кому обратиться, если…"

Специалисты, которые могут быть вам полезны в воспитании ребенка и преодоление проблем разного характера:

Детский психолог

Это специалист, который занимается решением детских проблем. Не стоит его путать с психиатром, невропатологом или другим представителем медицины. Он не ставит диагнозы и не выписывает рецепты на лекарства. В его обязанности не входит лечение ребенка или забота о его внешнем виде. Родителям советуют обратиться к детскому психологу еще во время беременности. Это идеальный вариант. Специалист объяснит, что пойдет на пользу будущему ребенку, а что может навредить. После рождения малыша, родителям расскажут о развитии психики младенца, особенностях поведения, на которые стоит обратить внимание. Развитие ребенка можно ускорить, правильно организовав его режим дня, грамотно подобрав игрушки и вовлекая его в общение со окружающими. Чем старше становится ребенок, тем с большим количеством проблем он сталкивается. Специалист поможет их избежать.

Темочки:

Круг проблем, решение которых входит в компетенцию детского психолога, очень обширен и зависит от возраста маленького пациента. Родители дошкольников обращаются за помощью к специалистам при возникновении следующих проблем: плохое восприятие слуховых, зрительных и осязаемых образов, неразвитая мелкая моторика пальчиков, невнимательность, отсутствие умения различать цвета, величины и формы. Во время работы с ребенком психолог определяет особенности его памяти, уровень интеллекта, эмоциональность, развитость мимики. Родителям полезно будет узнать, что ребенок запоминает быстрее – звуки, стихи, прозу или образы; умеет ли их малыш находить выход из сложных непривычных ситуаций; владеет ли он обобщающими понятиями «транспорт», «фрукты», «животные» и т. д. От уровня развития ребенка зависят его успехи в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками. Родители будут знать, как поведет себя малыш в незнакомой ситуации, и чем он занимается, оставшись один. Многие проблемы являются результатом «нездоровых» отношений в семье. Детский психолог расскажет, как малыш воспринимает происходящее дома, и удовлетворяют ли его отношения с родными. Родителям дошколят будут даны советы о том, когда лучше отдать ребенка в школу, и что сделать, чтобы снизить будущие трудности в обучении.

Детский психотерапевт

В первую очередь это врач, в отличие от психологов, не имеющих медицинского образования. Он осведомлен относительно всех детских болезней, в том числе, которые приводят к психической патологии. Во вторых, он имеет сертификат по психиатрии и по психотерапии. Поэтому он вправе при необходимости решать вопросы о лекарственном лечении.

Жалобы, с которыми обращаются к детскому психотерапевту

Неадекватное или странное поведение ребенка - агрессия, пассивность, неусидчивость, нежелание или неумение контактировать с окружающими – родственниками, сверстниками, учителями.

Выраженные отличия в умениях и навыках ребенка по сравнению со сверстниками, что особенно ярко проявляется в начале школьного обучения.

Заболевания, специфичные для того или иного детского или подросткового возраста - энурез, энкопрез, тики, детские страхи, синдром гиперактивности с дефицитом внимания СГДВ или минимальные мозговые дисфункции ММД нервная анорексия и булимия.

Причины детских психических и психологических расстройств

Перинатальная патология – патология беременности, родов и первых месяцев после рождения. Последствия перинатального неблагополучия могут сказываться не сразу, а проявиться в течение детского периода - энурез, энкопрез, тики, заикание, синдром гипреактивности с дефицитом внимания (СГДВ) или минимальные мозговые дисфункции ММД.

Наследственная патология, доставшаяся ребенку от кого-то из ближайших родственников - шизофрения, психопатия, умственная отсталость и пр.

Заболевания нервной системы: последствия нейроинфекций или механического повреждения мозга (например, сотрясения).

Как работает детский психотерапевт

Первый этап работы детского психотерапевта – это изучение истории болезни. Поэтому родителям на первом приеме желательно иметь на руках поликлиническую карточку ребенка. Детский психотерапевт должен знать, когда и с каких симптомов началось заболевание, что ему предшествовало. Перед лечением он может направить вас к другим специалистам с целью уточнения диагноза и методов лечения.

Детский психотерапевт по очереди беседует с родителем и ребенком с целью выяснить, насколько одинаково все трое понимают проблему.

Он проводит психологическое тестирование ребенка с целью установления его психологических возможностей и выбора адекватного метода психотерапии.

Он оценивает настрой родителя и ребенка на лечение, после чего анализирует, какие именно методы будут наиболее эффективны в каждом конкретном случае. Он заключает с ребенком договор о конфиденциальности, покуда проблемный ребенок чаще всего в принципе не доверяет взрослым, которые вторгаются в его духовный мир. Детский психотерапевт обговаривает с ребенком те моменты, о которых не должны знать родители, и чаще всего это негативные чувства по отношению к ним. Но при этом предупреждает, что границы конфиденциальности заканчиваются там, где ребенок или подросток готов нанести реальный вред себе или окружающим.

Работа детского психотерапевта никогда не ограничивается только контактом с ребенком, здесь необходимо участие заинтересованного в изменениях родителя. Важно добиться одинакового понимания проблемы и путей ее устранения. Поэтому детский психотерапевт может предложить Вам пройти курс собственной психотерапии или семейной.

Детский невролог (невропатолог)

Это врач, которые диагностирует и лечит заболевания, вызванные поражением центральной и периферической нервной системы, а так же функциональными (следствия вышеуказанных поражений) нарушениями у детей. В первую очередь, врач невролог изучает головной мозг ребенка. Этот орган потребляет четвертую часть крови, для его нормального функционирования требуется хорошее кровообращение и питание.

К патологическим явлениям нервной системы надо относиться очень серьезно. Так как они могут привести к тяжелым последствиям. Как минимум это задержка развития психомоторного и речевого аппарата. Дальше патологии нервной системы могут привести к нарушениям поведения, например, к гиперактивности, синдрому дефицита внимания, нарушению формирования навыков письма, счета, чтения, эмоциональной неустойчивости. У таких детей часто встречаются неврозы, нервные тики, неадекватное поведение. По американской статистике большую часть заключенных тюрем составляют люди, имевшие в детстве диагноз «СДВГ» (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Причины посещения врача невролога:

Если новорожденный тяжело засыпает, часто просыпается, сон поверхностный.

Если у новорожденного периодически трясутся подбородок, ручки или ножки (м. б. нормой, но это должен констатировать врач).

Если младенец часто и много) срыгивает.

• Младенец поджимает пальчики, когда его ставят на стопу (м. б. пограничным с нормой состоянием, но это должен констатировать врач).

• Ребенок подергивается, при повышении температуры.

Если у ребенка болит голова, быстро утомляется, часто раздражен

• Не контактирует со сверстниками.

• При рассеянности, не успевает в школе.

Плохо спитДетские неврологические поражения делятся на:

• Генетические (в т. ч. наследственные)

• Инфекционные

• В следствие токсических нарушений

• Вследствие травматических поражений

• Гипоксические поражения (на данный момент самый большой процент поражений ЦНС)

• Эпилепсия (м. б. наследственная, посттравматическая и т. п.)

Логопед

Это специалист, занимающийся профилактикой и коррекцией нарушений устной и письменной речи.

Направления работы логопеда:

• Помощь неговорящим детям (если ребёнок в 2 года не говорит, говорит на своём языке, использует жесты вместо речи, лепетные слова или звуки).

• Помощь детям 3-х, 4-х, 5-ти лет с неразборчивой, плохо понятной окружающим речью. Коррекция звукопроизношения.

• Коррекция звукопроизношения.

• Помощь заикающимся детям.

• Расширение словарного запаса и формирование правильного грамматического строя речи (накопление словаря, построение фраз, употребление предлогов, окончаний слов и др.).

• Обучение грамоте, чтению, письму, составлению рассказа, пересказа.

• Проблемы с письмом и чтением у школьников (пропуски, перестановка букв; нелепые ошибки – не дописывает окончания; забывает ставить точки; не применяет выученные правила написания и т. д.).

Работа логопеда может строиться в зависимости от сложности и устойчивости нарушений речевого развития:

• индивидуально;

• в групповой форме.

В каких случаях родителям следует обратиться к логопеду :

Имеются нарушения звукопроизношения: речь ребенка неразборчива и непонятна, ребенок неправильно произносит звук, до подросткового возраста сохранилось неправильное звукопроизношение (картавость, шепелявость и др.).

Дислалия - у ребенка нормальный слух, достаточный словарный запас, он правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. При дислалии звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. При своевременной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата, расстройство артикуляции. Оно возникает, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Прежде всего, ограничен в движениях основной орган артикуляции – язык. Затруднено движение и других частей речевого аппарата (губ, неба, голосовых связок, диафрагмы). Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих, «каша во рту».

Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Характерным для ринолалии является патологическое изменение тембра голоса. Именно поэтому прежнее название ринолалии – гнусавость. Кроме того, при ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи. В целом речь при ринолалии мало разборчива, монотонна.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы (речевая функция неполноценна целиком – фонематическая, лексическая (словарный запас, грамматическая (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях) стороны языка.

Фонетико-фонематическое недоразвития речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем и произношения звуков.

Задержка речевого развития (ЗРР) - уместна по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь. Дети с задержкой речевого развития осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, но в более поздние сроки. У них позже, чем положено в среднестатистические сроки, появляется речь, и развивается она медленнее, чем у других детей.

Мутизм – отказ от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. В основе лежит реакция организма на резкий психический раздражитель (испуг, обида, конфликт, психическая травма, непосильное требование). Наблюдается главным образом в детском возрасте и чаще возникает у застенчивых, робких, физически ослабленных детей. При мутизме отсутствует как ответная, так и спонтанная речь. При этом способность разговаривать и понимать чужую речь сохраняется.

Элективный мутизм – избирательный отказ от речи.

Недостаточный словарный запас.

Грамматические нормы языка не усвоены, неправильно согласуются слова, ребенок не владеет связной речью.

Трудности в обучении чтению и формировании письма, специфические стойкие нарушения чтения и письма: ребенок знает правило, но забывает использовать его при письме, допускает глупые ошибки, что приводит к устойчивой неуспеваемости по русскому языку; ребенок плохо читает, медленно и монотонно, с ошибками, а иногда и сам придумывает конец читаемой фразы.

Дислексия - нарушение чтения при сохранном интеллекте и физическом слухе, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Проявляется в замедленности, фонетическом искажении (пропуск букв, добавление ненужных, искажение слов, замена букв местами, пропуск начальных слогов) или непонимании смысла содержания при чтении.

Дисграфия - частичное нарушение письма, неспособность (или затрудненность) овладения письмом при сохранном интеллекте и физическом слухе. Это специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил (замены, пропуски, перестановка, недописывание букв, вставка лишних букв, слияние нескольких слов в одно и разделение одного слова на части).

Дизорфография - проявляется в том, что ребенок испытывает стойкие трудности в овладении правилами правописания и их использовании. Многие из таких детей, даже зная правила, продолжают делать ошибки. Причина заключается в том, что они не замечают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами.

Заикание - остается одним из самых непонятных и трудноустранимых нарушений речи. Традиционно определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. При заикании органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится напряженным, коротким, часто заикающиеся говорят на вдохе, голос также напряжен. Отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса. Основной симптом заикания – судороги мышц речевого аппарата.

Дефектолог

Это специалист, занимающийся развитием, обучением и воспитанием «особенных» детей (детей с физическими и психическими нарушениями). Мы говорим о таких отличиях ребенка, как задержка речевого развития, задержка психомоторного развития, умственная отсталость, аутизм, эпилепсия, ДЦП и т. д.

«Особым» детям требуется повышенное внимание родителей, а специалистам, с ними работающими, - определенная квалификация. Этим детям необходим комплексный подход к воспитанию, коррекции поведения, обучению. Именно поэтому работа дефектолога тесно связана с областями работы других специалистов: психологией, медициной, педагогикой и др.

Направления работы дефектолога:

• Помощь при неравномерном развитии ВПФ. (Например, память хорошая, а речь отстаёт в развитии; мышление хорошее, а внимание слабое.)

Проблемы развития при ряде заболеваний: ПЭП, ММД, ЗРР, ЗПР, РДА, СДВГ (речевые нарушения, недостаточное внимание, память, неусидчивость, сложности в обучении и т. д.).

• Проблемы школьной успеваемости по причине нарушенного развития в дошкольном возрасте.

• Помощь детям при нарушениях умственного и физического развития.

• Целью работы дефектолога является адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Как строится работа дефектолога

В работе дефектолога преобладает такая форма занятий, как индивидуальные занятия. Это позволяет максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, увидеть лишь ему присущие специфические отклонения в психическом развитии и подобрать действенные методические приемы для их преодоления и уменьшения.

Всестороннее обследование развития высших психических функций направлено на выявление уровня овладения ребенком важнейшими видами деятельности (предметной, игровой, изобразительной, элементарной трудовой, развития восприятия, умения осуществлять простейшие мыслительные операции.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок врет»Консультация для родителей «Что делать, если ребенок врет» Консультация для родителей "Что делать, если ребенок врет" Если ребенок врет, родители начинают хвататься за голову и искать, где же они.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок завидует»Консультация для родителей «Что делать, если ребенок завидует» Наши дети растут,и если раньше они завидовали друзьям с новыми игрушками,то с их ростом зависть тоже растет -к мобильному телефону или.

Консультация для родителей «Если ребенок дерется»Консультация для родителей «Если ребенок дерется» Наверняка,каждый родитель сталкивался с такой проблемой, когда их ребенок дерется. Гораздо более типичным такое поведение является для.

Консультация для родителей «Если ребенок испытывает страхи»Консультация для родителей «Если ребенок испытывает страхи» Что такое страх, это знакомо каждому из нас. У детей он может проявляться по-разному и с разной силой. Страх является сигналом, который.

Консультация для родителей «Если ребенок обижается» Уважаемые коллеги, рада приветствовать Вас! Сегодня я хочу поделиться информацией о том, как важно взаимодействовать с родителями, учитывая.

Консультация для родителей «Если ребенок упрямится»Консультация для родителей «Если ребенок упрямится» Ваш малыш упрямится? Упрямство - довольно распространенная проблема дошкольного детства. Причинами такого поведения далеко не всегда являются.

Консультация для родителей «Если ребёнок не слушается»Консультация для родителей «Если ребёнок не слушается» Очень часто дети не слушаются своих родителей. Они не хотят убирать игрушки, не хотят ложиться спать, не хотят выполнять требования взрослых.

Консультация для родителей «Если у ребенка нет друзей»Консультация для родителей «Если у ребенка нет друзей» У вашего ребенка нет друзей. Что делать в этой ситуации родителям? Психологически это очень для него тяжело, поэтому взрослые должны вмешаться.

Консультация для родителей «Если ваш ребёнок кусается» Ваш ребёнок начал кусаться? Укусил вас, старшего брата, на него пожаловались в детском саду, что он укусил своего друга. Вы не знаете, что.

Консультация для родителей «Если вы курите при ребенке»Консультация для родителей «Если вы курите при ребенке» Вторичный табачный дым – это дым, выходящий из сигареты и выдыхаемый курильщиком. Курильщик с сигаретой, распространяющей табачный дым,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «К кому обратиться, если…»
Опубликовано: 15 марта 2021 в 14:40
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «К кому обратиться, если…»» (включая файлы) размещена пользователем Ермакова Нина (УИ 1644534) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД