Фомина Инна Геннадьевна
Консультация для родителей «Интересный мир Слов»
Идея о том, что дети – великие лингвисты, известна, наверное, каждому
родителю. Все мы умиляемся забавным детским этимологиям и наивному, но
поразительно точному чутью языка. Но ребенок растет, и вот его искренний
детский интерес к родному языку заменяется скучными школьными правилами
и зубрежкой. Что же делать, чтобы этот интерес продолжал развиваться,
как помочь дошкольнику открыть для себя мир Слова? Конечно, в форме игры,
увлекательной и для взрослого и для ребенка.
«Расколдуем слово!»
Публикация «Консультация для родителей „Интересный мир Слов“» размещена в разделах
Многие дети очень любят игры со словами, их завораживают «словесные
превращения», когда одна буква заменяется другой, и смысл слова полностью
изменяется. Для начала можно попробовать поиграть, например, в «заколдованную
букву». Взрослый заранее придумывает пару слов, отличающихся лишь одной
буквой, например, ОВЕЧКА-СВЕЧКА, РОЖКИ-ЛОЖКИ и т. д., и становится
колдуном.
Колдун говорит: «На лугу паслись свечки». Ребенок должен расколдовать слово –
найти ту самую букву, которая изменила смысл слова. «На лугу паслись овечки!» –
восклицает ребенок, и колдун побежден! Эта игра очень выручит вас в долгих
очередях к врачу, в дороге и в прочих скучных ситуациях.
Существует великое множество словесных цепочек, отличающихся только одной
буквой: ТОМ, СОМ, КОМ, ЛОМ, ДОМ; ЛУК, СУК, БУК, ЖУК; МАК, БАК, РАК,
ЛАК; БОЛЬ, МОЛЬ, СОЛЬ, РОЛЬ, НОЛЬ; КОЧКА, ПОЧКА, ДОЧКА, ТОЧКА,
БОЧКА; ГОРА, КОРА, НОРА, ПОРА. Во всех этих цепочках меняется первая буква
слова. Можно менять и среднюю букву: БУК, БОК, БЫК, БАК и т. д.
«Лишняя буква»
Ребенку предлагается проговорить слово УТОЧКА, выделив первую гласную. А
затем проговорить слово без первой буквы. Получилось новое слово – ТОЧКА. Вот
еще примеры, в которых первая буква может быть «лишней» : ЩЕЛЬ-ЕЛЬ, УКОЛКОЛ, КОСА-ОСА, МРАК-РАК, УДОЧКА-ДОЧКА, ЭКРАН-КРАН, БЕДА-ЕДА,
БУСЫ-УСЫ, КРОТ-РОТ, КРОВ-РОВ, ГРОТ-РОТ, ГРОЗА-РОЗА, СКЛАД-КЛАД.
Мамы и папы наверняка помнят детскую считалку о корабле «Победа» :
на корабле «ПОБЕДА» после ОБЕДА случилась БЕДА:
пропала ЕДА. «Ты украл?» «ДА». Матросы кричат: «А!»
Для детей, которые только начинают читать, можно сделать мини-книжку по
принципу телефонного справочника или словаря, где каждая страничка будет на
одну букву длиннее, чем предыдущая. Можно придумать свои истории-считалки и
для других подобных слов, например, ОГРАДА,
«Что за ОГРАДА, не выдержала ГРАДА. Соседка-то и РАДА, не знает она этого
АДА!» «Неужели?» «ДА!» «Ужас какой! А!»
«Сделать хотел грозу – а получил козу.»
Вашему ребенку нужно будет самому превратиться в колдуна и заколдовать
слова. Как? Помните знаменитые задачки на превращение слов, которые нужно
выполнить уже не в одно, а в несколько действий? Может быть, волшебникусамоучке попробовать КОЗУ превратить в ВОЛКА? Да запросто! КОЗА – ПОЗА –
ПОЛА – ПОЛК – ВОЛК. А теперь давайте ДЕНЬ превратим в НОЧЬ: НОЧЬ – ДОЧЬ
– ДОЛЬ – ДАЛЬ – ДАНЬ – ДЕНЬ.
Теперь попробуем поиграть не с буквами, а с целыми слогами!
Их тоже можно вставлять в слово, например, меняя только вторую часть слова,
оставляя первый слог без изменения.
БА+ БОЧКА,
+ РАК
+ТОН и т. д.
Что дают подобные игры? Ребенок играет со Словом, пробует его на вкус, учится
связывать фонетический облик слова с его лексическим значением, и, между
прочим, незаметно приобретает навыки в чтении.