Мария Александровна Макарцова
Консультация для родителей «Игры с песком или песочная терапия»
▼ Скачать
Консультация для родителей «Игры с песком или песочная терапия»
Интерес к занятиям с детьми с использованием песка в настоящее время значительно возрос. При взаимодействии с песком ребенок учится проявлять чудеса фантазии и одновременно с этим происходит процесс развития самосознания.
Публикация «Консультация для родителей „Игры с песком или песочная терапия“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры с песком
- Консультации для родителей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
В песочных картинах есть важнейший ресурс – возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к игре с песком. Однако уделяя внимание песочной терапии, не будем забывать о мощных ресурсах для корекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком. Песок создает дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Занятия с песком позволяют замотивировать ребенка на результат деятельности, за счёт этого развиваются его познавательные процессы.
Несколько рекомендаций для взрослого в совместных играх с песком :
1. Присоединитесь к ребенку: картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире. В понятие «присоединения» входит понимание ребенка и его проблемы, а также чувство ритма, создания картины.
2. Заинтересованность: проявите любопытство юного путешественника в страну удивительного песка, попросите ребенка рассказать, что же происходит в мире, который он создал в своей картине.
3. Следование общечеловеческой этике: проявите уважение к продукту деятельности ребенка, ни в коем случае не пытайтесь без спроса убирать фигурки из песочницы в его присутствии, видоизменять картину или высказывать оценочное мнение. Внутренний мир ребенка хрупок и только строгое соблюдение этического кодекса могут защитить ребенка от психических травм.
Для организации песочной терапии потребуется : песочница, песок, вода, набор небольших фигурок.
Выделим несколько шагов организации игрового процесса:
1. Демонстрация песочницы. Посмотри, наша песочница заполнена песком. У нее есть один секрет: если мы с тобой раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. А с помощью воды сухой песок легко превращается во влажный. Мы можем создать любой ландшафт: и горный, и холмистый, и равнинный, здесь все во власти нашей фантазии.
2. Демонстрация фигурок. Посмотри здесь много фигурок, мы можем их рассмотреть, подержать в руках, выбрать те, которые нравятся больше всего.
3. Правила игры на песке : Чтобы избежать нравоучений, надо познакомить ребенка с правилами и постоянно проговаривать их перед началом игры. Этот ритуал правил создается вместе с детьми.
Пример:
Вредных нет детей в стране
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
В дальнейшем повторяя ритуал входа в страну песка, дети запоминают эти простые правила и игры проходят без происшествий.
4. Формулировка темы: Это шаг осуществляет сказочный герой песочной страны. Он задает тему игры, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и контролирует весь игровой процесс.
5. Завершение занятия. Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, убирают игрушки, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносятся слова благодарности сказочному герою песчаной страны, например:
В ладошки наши посмотри
Мудрее стали ведь они!
Спасибо милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
Подробнее вы можете ознакомиться с этим методом в книгах:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М «Практикум по песочной терапии», «Тренинг сказкотерапии»
2. М. Монтессори «Мир ребенка»
3. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом»