Лидия Михайловна Сидоренко
Консультация для родителей «Игрушки в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушки – частная собственность ребёнка.
Любопытна и поучительна ещё одна сторона традиционной игрушки : игрушки являлись атрибутами детской частной собственности. (Сегодня это фантики, обертки от жвачки, марки, спичечные этикетки и прочие вещи, которые собирают дети и которые служат им своего рода валютой, меновым материалом.) В семье право собственности не акцентировалось, но разумно стимулировалось в детях, ибо оно вырабатывало бережливость, стремление пополнить свой запас, прежде всего смастерить что-то своими руками или же заработать в качестве подарка (хорошим поведением, посильной помощью взрослым и пр.). Всегда поощрялась передача игрушек, игрового «капитала» (бабки, казанки, биты, удочки, набор тряпочек, каких-нибудь гвоздей, скобок, картинок) младшим детям. Это укрепляло внутрисемейные связи, было проявлением заботы о младших и уважения к старшим, вырабатывало особое ревностное отношение к семейной или родовой собственности, по существу являлось самой простой формой наследования.
Публикация «Консультация для родителей „Игрушки в жизни ребенка“» размещена в разделах
Неотчуждаемой собственностью становились и подарки. Надо заметить, дети раньше получали подарки гораздо реже, зато ценили их намного больше. И дело тут было вовсе не в достатке семей – обеспеченные родители, богатые родственники руководствовались теми же принципами, что и малоимущее население.
Игрушки – долгожданные подарки.
Традиционное воспитание выработало свою, продуманную систему дарения. Конечно, встречались исключения, и всегда, наверное, были чересчур избалованные дети. Но в целом общество придерживалась хорошо известных неписаных правил. Во-первых, подарки приурочивались к определённым срокам – датам календаря (большим праздникам – Рождеству, Пасхе, ярмаркам и обязательно к дню ангела.
Такой подарок был ожидаемым и потому особенно желанным. К известным дням заранее готовились как дети, так и взрослые: первые старались быть достойными подарка, а вторые выбирали его в зависимости от поведения, трудолюбия ребёнка, успехов его в учёбе или в овладении каким-либо навыком, ремеслом. Во-вторых, «календарный» подарок был стимулом и наглядным символом взросления.
«На следующий год я буду старше, умнее, заметно подрасту – и получу в подарок другую вещь, наподобие того, что подарили старшему брату, соседской девочке, которая старше меня на год – два», – может быть, примерно так рассуждали дети, принимая подарки и радуюсь им.
Опять-таки мы сталкиваемся с тем, что подарки, игрушки менялись и росли с ребёнком; с годами накапливалась личная собственность, пополнялось и разнообразилось игровое «хозяйство», что способствовало самоутверждению ребёнка, было знаком роста его статуса в семье и авторитета среди сверстников.
Вот тут-то старшие братья и сестры, подчёркивая свое взросление, переход в иную возрастную группу, демонстративно, охотно дарили младшим то, чем ещё недавно гордились, с чем самозабвенно играли.