Пименова Елена
Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребенка»
Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно больше игрушек, и притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных. Они думают тем доставить больше удовольствия детям и способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются. Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят их взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов.
П. Ф. Каптеров
Публикация «Консультация для родителей „Игрушка в жизни ребенка“» размещена в разделах
Как рано, поразительно рано проявляются в играх первые зародыши тех форм поведения, которые много лет спустя, подвергшись усложнениям и превращениям, определят ценность данной личности.
Е. А. Аркин
Детям следует приобретать игрушки разных видов : сюжетно – образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта, двигательные (различные каталки, коляски, спортивные игрушки, строительные наборы (деревянные объёмные геометрические формы, дидактические (разборные башенки, пирамидки, настольно – печатные игры, мозаики и т. п., игрушки – забавы, полуготовые игрушки, которые можно доделать самому ребёнку.
Приобретение игрушек должно зависеть не от бюджета семьи, а от педагогической ценности игрушки. Соблюдайте чувство меры: обилие игрушек не улучшает детские игры, оно рассеивает внимание дошкольника, мешает сосредоточиться на игровом замысле.
Для нравственного воспитания младших дошкольников особенно важны сюжетно – образные игрушки : куклы, мишки и другие животные, Чебурашка, Буратино и т. п. Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт, двигательные игрушки и конструктор. Если сын не приучен с ранних лет играть сюжетно – образными игрушками, приобретите ему куклу в образе мальчика, космонавта или матроса, а дочери – техническую игрушку. Отведите удобное малышу место для игр, найдите время поиграть с ними.
Включаясь в игру детей, старайтесь ненавязчиво советовать, подсказывать сыну, дочери, во что и как играть, как выполнять взятую на себя роль.
От взрослых зависит, как ребёнок обращается с сюжетно – образными игрушками; являются ли они друзьями, партнёрами в его играх или малыш остаётся к ним равнодушен. Участие взрослых в игре и их отношение к кукле, мишке – пример поведения и отношений к ним ребёнка.
У сына, дочери должна быть любимая образная игрушка (мишка, обезьяна, кукла, Чебурашка, с которой он гуляет и играет. Такая игрушка может вместе с ребёнком участвовать в просмотре мультфильмов, чтения книг, прогулках. В играх с детьми установите правила обращения ребёнка с образными игрушками. Она должна иметь место, ими, находиться в определённой позе (сидя, стоя, лёжа). Приучайте малыша ухаживать за игрушками : не бросать их, не держать за волосы, за ноги.
Приучайте детей к порядку и бережливости. Для хранения игрушек хорошо иметь открытые полки, ещё лучше – отдельный игровой уголок.
Книги, пластинки, карандаши – не игрушки. Выделите для них особое место для занятий ребёнка дома. Эти учебные пособия развивают детское мышление, приучают к систематическим занятиям, усидчивому труду.
Купив новую игрушку, покажите ребёнку, как с ней можно играть, подскажите, как её использовать в сочетании с другими игрушками, покажите разные варианты игр с ней. Например, устройте для куклы комнату, «пригласите» все игрушки на «день рождения». Поиграйте вместе с ребёнком, пригласите по возможности сверстников или детей, близких по возрасту. Помогите им распределить игровые роли, составьте простой игровой сюжет, следите за взаимоотношениями детей, учите их правилам общения. Ещё лучше, если кто-то из родителей поиграет вместе с детьми. Совместные игры не только обогащают игровой и нравственный опыт детей, но и повышают их эмоциональный настрой. Взрослым игры с ребёнком помогают понять его духовные интересы, запросы, потребности, лучше изучить характер складывающейся личности дошкольника.