Снежана Беккер
Консультация для родителей «Игровой стретчинг для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Болезни опорно-двигательного аппарата у детей становятся серьезной проблемой, если вовремя не начать их коррекцию. Нарушения осанки, например, встречаются у 16% детей дошкольного возраста. Для дошкольников отличным способом профилактики и коррекции подобных нарушений считается игровой стретчинг.
Что такое игровой стретчинг
Стретчинг – упражнения на растяжение мышц, сухожилий, связок. Они необходимы для повышения гибкости, укрепления мышечного корсета. Элементы стретчинга обязательно присутствуют в повседневных тренировках как опытных, так и начинающих спортсменов.
Публикация «Консультация для родителей „Игровой стретчинг для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Для детей младшего возраста стретчинг проводится в игровой форме. Основой служит какая-либо сказка, которую рассказывает взрослый, а дети одновременно выполняют движения, соответствующие сюжету. Ребятам постарше стретчинг рекомендуется включать в программу гимнастики в виде комплекса специальных упражнений.
Методика игрового стретчинга разработана Еленой Владимировной Сулим и успешно применяется как на занятиях в ДОУ, так и в домашних условиях.
Значение стретчинга
Игровой стретчинг решает широкий спектр проблем:
• Выравнивает осанку;
• Повышает гибкость опорно-двигательного аппарата;
• Приучает детей к физической активности;
• Повышает выносливость, усидчивость;
• Развивает воображение, внимательность, память;
• Улучшает настроение.
Кроме того, сочетание физкультуры с рассказом поучительной истории позволяет одновременно провести с малышом воспитательную работу, в образной форме рассказать ему о человеческих ценностях, о слабостях, донести определенную мораль.
Занятия в детском саду
Оптимальный возраст для занятий игровым стретчингом – 4-5 лет. В более раннем возрасте ребенок не всегда способен длительное время фиксировать внимание на каком-то занятии и правильно выполнять задания. У пятилетних детей активно начинает развиваться воображение, появляется способность к абстрактному мышлению. Поэтому выполнение заданий становится для них увлекательной игрой и приносит позитивные эмоции.
Длительность занятий, число повторений зависят от возраста детей. Для младшей группы каждый элемент рекомендуется повторять 4-5 раз, для средней – 7, а для старшей – 9-10 раз. Оптимальная длительность занятия в старшей группе детского сада – 30 минут. За это время ребенок не устанет и сохранит способность фиксировать внимание на тренировке.
За что дети любят игровой стретчинг
Все дети любят игры. А если они при этом приносят пользу их здоровью, то ценность таких развлечений возрастает многократно. Занятия проводятся под веселую музыку, повышающую настроение. Они сопровождаются увлекательной историей, сказкой с запоминающимися героями, интересным сюжетом.
В сказку вплетаются упражнения, которые не требуют от детей особых навыков или чрезмерных физических усилий. Кроме того, многим детям нравится, что упражнения делают на полу – это создает более расслабленную, веселую обстановку.
Обратите внимание!
Зачастую малышам нравятся именно занятия в коллективе, поэтому дома в одиночестве они тренироваться отказываются. Для решения этой проблемы к упражнениям нужно привлекать родственников, старших детей, соседских ребятишек.
Правила выполнения
Занятия стретчингом пойдут на пользу только при правильном их выполнении:
1. Начинайте тренировки короткой разминкой для всех групп мышц. Подойдут простые элементы аэробики для мышц спины, рук, ног, ходьба, бег, прыжки.
2. Важно делать гимнастику с растяжкой регулярно, чтобы сформировалась мышечная память, а организм адаптировался к определенному виду нагрузок.
3. Все упражнения во время занятия выполняются неспешно, плавно, без рывков, ускорения. Дети не всегда адекватно оценивают свои силы, поэтому взрослые должны следить за тем, чтобы они не переусердствовали.
4. Задания нужно повторять одинаковое количество раз для правой и левой сторон, чтобы нагрузка была симметричной.
5. Следите за осанкой и дыханием детей. Спина всегда должна быть прямой, а вдохи и выдохи размеренными.
Совет!
Если у малыша во время тренировки появилась одышка, значит нагрузка была для него чрезмерной. В этом случае целесообразно уменьшить количество подходов, общее число упражнений либо снизить темп.
Использование игрового стретчинга на физкультурных занятиях
Для детей дошкольного возраста комплекс упражнений на растяжку можно включать в стандартную физкультминутку или утреннюю гимнастику –дошкольникам такое разнообразие пойдет исключительно на пользу. Лучше всего использовать их для завершающего этапа. Хорошая растяжка помогает мышцам расслабиться после тренировки и подготовить их к следующим занятиям.
Совет.
Тренироваться необходимо и дома, нельзя делать длительный перерыв в занятиях, когда ребенок уходит на каникулы. Иначе все придется начинать с нуля.
Упражнения
1. «Дубок». Ребенок встает ровно, ступни ставит параллельно, по ширине плеч. Прямые руки вытягивает вверх, ноги немного сгибает в коленях, а таз чуть-чуть выдвигает вперед. При этом должно появиться чувство натяжения в мышцах спины.
2. «Танцовщица». Ладони соединяют за спиной в замочек на уровне ягодиц. Выпрямленные руки плавно поднимают вверх, соединяя лопатки.
3. «Солнышко». Выполняется шаг вперед, расстояние между ногами около 30 см. Руки разводят в стороны. Прямой корпус наклоняют параллельно полу. Корпус поворачивают так, чтобы до впередистоящей ноги дотянулась одноименная рука, затем разворачиваются и касаются ступни другой рукой. Потом делают шаг вперед другой ногой и все повторяют снова.
4. «Веточка». Ноги расставляют пошире, руки вытягивают над головой, сцепляют замком, выворачивают ладонями вверх. Затем наклоняются последовательно влево, прямо вперед, вправо. Затем – в обратном направлении.
5. «Атлет». Малыш делает широкий шаг вперед, переднюю ногу сгибает, позадистоящую выпрямляет. Ладонями упирается в колено и немного наклоняет прямой корпус вперед.
6. «Самолет». Ребенок встает на колени, одну выпрямленную ногу отводит назад, прямые руки разводит в стороны. Затем меняет ноги.
7. «Бабочка». Ребенок садится на пол, ступни подтягивает к тазу, колени разводит в стороны. Ладони опускает на колени и слегка надавливает на них, стараясь прижать к полу.
8. «Ласточка». Из положения стоя с соединенными ногами прямые руки разводятся в стороны, корпус наклоняется вперед под прямым углом к ногам, а одна выпрямленная нога отводится назад. Затем ноги меняют.
9. «Кошка». Ребенок опускается на четвереньки, запрокидывает голову, прогибает позвоночник. Потом выгибает спину вверх, а голову опускает.
10. «Змея». Лежа на животе, ладонями упираются в пол на уровне плечевых суставов. Постепенно выпрямляют руки, поднимая вверх голову, плечевой пояс, туловище. Голову запрокидывают.
11. «Рыбка». Выполняется предыдущее упражнение, но дополнительно ноги сгибаются в коленных суставах, ступни тянутся к голове.
12. «Лодочка». Лежа на животе, руки вытягивают вперед, а затем одновременно приподнимают над полом ноги и руки.
Каждое положение желательно удерживать не менее 5 секунд.
Пример сказки для занятия дошкольников
«Цыпленок и солнышко»
В сарае рядом с деревенским домом жила курочка. Она была занята ответственным делом: высиживала яйца. Почти из всех яиц уже вылупились цыплята, осталось только одно целое яичко. Но стоило курочке ненадолго отлучиться, как оно тоже проклюнулось. Из скорлупок вылез маленький желтый цыпленок. Он встал на тонкие ножки и пошел из сарая на улицу (Дети ходят на месте).
Выйдя на полянку, птенец первым делом запрокинул голову наверх и увидел там солнце (Дети делают упражнение «Солнышко»). Цыпленок не знал, что это солнце, он решил, что это его старший брат, который вылупился раньше и уже научился летать. Тогда он надумал пойти к нему в гости.
И вот птенчик отправился в путь, а кругом жужжали мухи и порхали бабочки (Упражнение «Бабочка»). Цыпленок тоже хотел было полетать, но слабые крылышки не смогли поднять его в воздух.
Тут ему перегородило дорогу что-то длинное, тонкое, гибкое. Это была змея, которая подняла голову и прошипела:
– Куда ты идешь, птенец? («Змея»)
– Я собираюсь навестить своего старшего брата, – отвел он и показал на солнышко.
Змея насмешливо зашипела – она-то знала, что это вовсе не цыпленок – и уползла в траву.
А птенчик быстрее побежал к брату (Дети бегают по кругу).
Так он бежал, посматривая наверх, пока не увидел в небе птицу.
– Эй, кто ты? – закричал цыпленок. – Кыш от моего братца!
Но птица была слишком высоко, она не расслышала его и улетела («Ласточка»).
А малыш пошел дальше и встретил ласкового пушистого зверька, который нежился на солнышке, выгибал спинку. Зверек очень понравился цыпленку, и он захотел с ним познакомиться. Ведь он не знал, что это кошка – самый опасный враг птенцов («Кошка»).
Но в это время цыпу нашла мама-курочка, которая вовремя заметила, что его нет в сарае. Мама увидела кошку рядом с сыночком, перепугалась и поняла, что его надо быстрее спасать. Тогда она взяла в клюв ветку и кинулась на кошку, размахивая ей («Веточка»). На кошку еще никогда не нападали такие странные курицы. Она испугалась и убежала.
Мама с цыпленком отправились домой, но по дороге устали и остановились попить. Пока курица пила воду из речки, птенец убежал вперед и чуть не упал в воду, потому что засмотрелся на красивую серебристую рыбку («Рыбка»).
Но все обошлось, и мама с сыном наконец-то вернулись в родной сарай. Курица объяснила малышу, что в небе он увидел вовсе не старшего брата, а солнышко. Тогда цыпленок успокоился и начал играть с другими птенцами (Дети встают на ноги и делают подскоки и прыжки).
Игровой стретчинг очень полезен для правильного развития костно-мышечной системы детей. Заниматься им нужно не только в детсаду, но и дома. Для этого родителям нужно проявить свои творческие способности и обязательно составить ребенку компанию, чтобы сделать такое времяпрепровождение для него не только полезным, но и веселым.