Наталья Труфанова
Консультация для родителей «Играя учим говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нужно помнить, что дети больше
всего любят учиться, даже больше,
чем есть конфеты; но учение – это
игра, которую нужно прекращать,
прежде, чем ребенок устанет от нее
Главное, чтобы ребенок был
«недокормлен» и вставал из-за
«стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы ему все
время хотелось «ещё».
Сесиль Лупиан.
Уважаемые родители, я рада, что вы нашли время для посещения моей
страницы на нашем сайте. Сегодня я хочу помочь вам вовремя выявить и
устранить недостатки в речи ребенка. Вы прекрасно знаете, что это залог
Публикация «Консультация для родителей „Играя учим говорить“» размещена в разделах
успешного развития и в дальнейшем хорошего обучения в школе.
Любых усилий педагогов без участия и вашей помощи не только не
достаточно, но иногда они и вовсе безрезультативны.
Объясняйте ребенку все, что он делает, видит, слышит, что происходит
или будет происходить непосредственно около него, кто есть кто и т. п.
Рассказывайте короткие истории. Придумайте, например, историю о
своей ноге, которая прячется в носке; о своей руке, которая ласкает
малыша или убегает от него – в зависимости от настроения; наконец, о
самом ребенке, который сейчас отправится в страну снов, и т. п.
Разговаривая с ребенком, пользуйтесь и детской речью, и взрослой
(точной и четкой) – по вашему желанию. Детям необходимы оба типа
речи.
Если ребенок путает порядок слогов или пропускает некоторые из них
в сложных словах, нужно заставить его произносить слоги друг за
другом. Например, ребенок говорит «горовить». Попросите его сказать
отдельно слог «го», затем «во», потом «рить», и, наконец, медленномедленно – «го-во-рить». Заканчивайте упражнения обязательно на
успешном моменте.
В детской речи часто появляются словечки, которые надолго остаются
в семейном словаре. Если вы ввели какое-то искаженное детское слово
в домашнюю речь, то, употребляя его, надо дать понять, что оно
произносится неправильно (можно подмигнуть). И при этом следует
спросить ребенка: «А по-настоящему как нужно сказать?» Ребенок
будет счастлив ответить вам верно. Кроме того, это послужит
стимулом для придумывания различных игр со словами, что само по
себе является прекрасной тренировкой ума.
Детей обязательно надо знакомить с песенками, считалками и
потешками, т. е. с тем пластом народной поэзии, который создавался
веками. Это не только вводит их в страну поэзии, но и прекрасно
развивает память. Песенки, считалки, повторяющиеся куплеты следует
напевать малышу с самого рождения.
Когда ребенок научился с вашей помощью пересказывать маленькие
стихотворения, переходите к настоящей поэзии. Начинать надо с басен
о животных, которые как бы обращены к детям. Кроме того, в них
немаловажную роль играет мораль : в определенном возрасте дети
бесконечно пробуют, «до каких пор можно доходить в своих
поступках», а эти маленькие нравоучения позволяют им определить
предел, пусть даже ещё неосознанно. Изучение басен закладывает не
только основы нравственности, но и создаёт базу для накапливания
интеллектуальных знаний.
Чтобы предложить ребенку первую басню, очень важно самому ее
хорошо знать. Большинство взрослых обычно лучше всего помнят
«Ворону и Лисицу». Эта история о тщеславии и лести достаточно сложна,
однако благодаря диалогу и оспариваемому куску сыра басня «работает»
хорошо.
Как выучить с ребенком басню? Сначала вы сами заучивайте ее
наизусть и делаете к ней рисунки, не требующие особого таланта, т. к.
они просто отражают развитие сюжета. Затем выберите момент, когда
вы в хорошем настроении и ваш ребенок расположен к восприятию
нового, и прочтите ему «Ворону и Лисицу» как можно более
выразительно. Не стесняйтесь прибегать к театральным эффектам. Ваш
малыш – самая лучшая для этого аудитория. Разрешайте себе любую
напыщенность и преувеличения, которые вы обычно не допускаете.
Если ребенку это понравится, возьмите рисунки, разложите их по
порядку и расскажите басню как сказку. Затем вернитесь к тексту
басни и объясните сложные для ребенка выражения.
Басню нужно рассказывать ребенку раз в день и объяснять её.
Некоторые дети могут понять всю басню сразу, а некоторые всего
лишь несколько строк. Не спешите!
Когда ребенок познакомится с короткими баснями, переходите к
более длинным. Вы можете сделать книжку, разделив басню на
отрывки, и к каждому подготовить рисунок.
Вводите выражения из басен в повседневную жизнь. Когда ребенок
будет слушать пение птиц, напомните уму: «…при красоте такой и
петь ты мастерица…». Сравните тщеславие мачехи из сказки о
Белоснежке с тщеславием Вороны.
Для развития речи детей очень важно читать ему вслух ежедневно.
Не читайте монотонно! Объясняйте новые слова. Разделите книжку
на отрывки, которые будете читать каждый день. Действуйте по мето-
ду «шаг назад, два шага вперед», то есть прочтите снова то, что ребе-
нок слышал накануне, и только потом приступайте к следующему
кусочку, который должны повторить ему завтра. Закончив книжку,
перечитайте ее еще раз. Таким образом, каждую книжку вы прочтете
ребенку трижды и только потом перейдете к следующей, которая
должна быть несколько сложнее и длиннее предыдущей.