Светлана Васильчук
Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Вся прелесть хорошей детской игры заключается в том, что она позволяет осуществляться сразу нескольким целям – и познавательным, и воспитательным. Не случайно многие игры живут веками, а каждое последующее поколение детей играет в них с таким же упоением, как играли ставшие теперь уже взрослыми их папы и мамы, дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки. Нельзя не вспомнить слова Эрика Берна, автора книги «Игры. В которые играют люди» : «Воспитание детей – это преимущественно обучение тому, в какие игры следует играть». Так что наша с вами задача – учить играть ребенка именно в «правильные» игры, т. е. развивать те качества личности и способности, которые будут полезны для него в дальнейшей жизни.
Публикация «Консультация для родителей „Играйте вместе с детьми“» размещена в разделах
Взрослые должны проявлять себя в игре с ребенком. Многие мамы и папы совершенно искренне недоумевают, пожимая плечами: «А нам то зачем играть с детьми? Неужели мы будем возиться вместе с ними в песочнице или играть в куклы? Детям важно общение со сверстниками. А нас-то их сверстниками точно не назовешь». В чем-то такие родители правы : детям важно общаться между собой. Куда меньше правы те взрослые, которые на предложение ребенка поиграть с ним только тоскливо возводят глаза к небу и ворчат: «Ну, сколько можно? Какие игры! У меня до сих пор не переделаны домашние дела! Ты уж поиграй как-нибудь сам…»
Значение роли взрослого в игре многие недооценивают. Так на вопрос кому играть? следует ответить так: играть ребенок может (и должен) и с самим собой, и с другими детьми, и, разумеется, со взрослыми – родителями, воспитателями, учителями. И можно порадоваться за те семьи, в которых взрослые это понимают и стараются выкроить хотя бы несколько минут на то, чтобы поиграть с ребенком, ради чего отодвигают на потом менее срочные дела. А игра взрослого с ребенком - это в самом деле срочно! Не играя с ним, вы многое упускаете, обедняете и своего ребенка, и себя самого. Время пролетит незаметно, и потом будет уже поздно что-то предпринимать.
Когда можно играть?
Иногда возможность поиграть с ребенком может выпадать в самых неожиданных ситуациях, которые, на первый взгляд, меньше всего приспособлены для игрового общения.
Например, играть с ребенком можно, занимаясь домашними делами. Вспомните, наверняка вам это неплохо удавалось раньше, когда ваш ребенок был совсем маленьким: вы готовите, а ребенок, сидя на своем стульчике, упоенно играет ложкой. Поэтому же принципу вы можете действовать сейчас, когда ребенок подрос: вы, например, убираете комнату, а ребенок возится с кипой старых журналов, из которых вы разрешили ему вырезать картинки. Вроде бы ничего особенного он не делает, но ведь потом эти картинки можно будет наклеить на картонные карточки, и у вас получиться превосходный игровой материал и для игры в магазин, и для составления рассказов по картинкам. Или, например, вы стираете, а рядом с вами дочка стирает кукольные одежки.
Вы сидите вместе с ребенком в поликлинике и ждете своей очереди на прием к врачу? Очередь движется еле-еле. И вам, и ребенку скучно, он не знает, чем себя занять, вертится и раздражает вас? Чем доводить дело до взаимного недовольства, почему бы не поиграть с ребенком? Некоторые игры (особенно словесные) будто бы созданы для таких ситуаций, в которых приходится долго ждать. И «пробка» на дороге, и очередь в поликлинике, и ожидание в парикмахерской – все это время. Которое обычно мы тратим впустую. Можно использовать рационально.
Как играть?
Наша основная беда, беда взрослых людей, состоит в том, что нам очень сложно бывает, играя с ребенком, делать это на его уровне. Именно в таких ситуациях как никогда мы чувствуем себя людьми солидным опытом и горим желанием передать его нашим детям.
Иногда игра с ребенком может превратиться в ссору, взаимные недовольства, обиды, тогда как она должна была принести положительные эмоции, удовольствие. Как же сделать так, чтобы до этого не дошло?
Нужно соблюдать правила, которые не позволят допускать ошибки в общении с ребенком.
-Играя с ребенком, не опускайтесь до занудства.
-Не ждите быстрых результатов.
-Подсказывайте, но осторожно.
-Прежде чем играть с ребенком, задумайтесь над тем, дорос ли он до этой игры.
-Игра должна формировать характер ребенка.
-Не бойтесь разнообразия в игре.
-Играя, учитывайте пол ребенка.
-Играя с детьми, дайте им возможность оставаться свободными.