Светлана Горлач
Консультация для родителей «Играем пальчиками — развиваем речь»
Цель: повысить уровень знаний родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и, если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Публикация «Консультация для родителей „Играем пальчиками — развиваем речь“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что ум ребенка находится на кончике пальцев. В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях: во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках, идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи; во-вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком.
До сих пор в играх «Ладушки», «Коза рогатая» и др. многие родители видят развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. На самом деле эти простые движения помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.
Мы используем пальчиковые игры на занятиях, во время прогулок и в индивидуальной работе с детьми.
Дома Вы можете предложить ребё нку такие игры:
Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.
Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.
Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин.
Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Это дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти. Игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.
Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Словесные игры:
Лодка.
Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки.
(Обе ладони поставлены на ребро,
большие пальцы прижаты к ладоням «как ковшик»)
Очки.
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела
(Большой палец правой и левой руки вместе
с остальными образуют колечко. Колечко поднести к глазам)
Грабли.
Листья падают в саду,
Я их граблями смету
(Ладони на себя пальчики переплетены между собой,
выпрямлены и тоже направлены на себя)
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин. (Круговые движения кулачками рук.)
Много нас, (Показывают 10 пальцев.)
А он один. (Показывают 1 палец.)
Эта долька – для ежа. (Дети загибают поочередно пальцы.)
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура. (Поглаживание ладонью правой
руки тыльной стороны левой руки.)
Он сердит на нас - (Сомкнуть пальцы обеих рук.)
Беда! (Руки прижать к щекам. Покачать
головой.)
Разбегайтесь - (Бегут пальцами по коленкам.)
Кто куда! (Руки спрятать за спину.)
«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»
Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулачками
Продает она орешки. друг о друга попеременно.)
Лисичке-сестричке, (Загибают по одному пальчику,
Воробью, синичке. начиная с большого.)
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладонями и
Кому в зобок, удары кулачками.)
Кому в лапочку.
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе. В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков ребёнка помогает развивать речь и интеллект, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму.
Играйте с детьми, общайтесь с ними, и они это оценят…
Желаю Вам успехов!