Котова Анна Александровна
Консультация для родителей и воспитателей по развитию волевых качеств дошкольников (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Жмурки со звоночком.
Цель игры: учить детей волевым усилием справляться с импульсивными действиями. Игра способствует развитию слухового восприятия, помогает выработать быстроту и ловкость движений.
Для игры вам потребуется колокольчик и шарф или платок, чтобы завязывать глаза одному из игроков.
Рекомендуемый возраст – от 4,5 лет
В игре одновременно могут участвовать только двое игроков, новсе остальные дети в группе могут активно «болеть» за них.
Публикация «Консультация для родителей и воспитателей по развитию волевых качеств дошкольников (продолжение)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Дети становятся в круг. Пространство внутри круга и будет игровое поле. Важно, чтобы оно было достаточно просторным для того, чтобы игроки могли свободно двигаться, но не настолько большим, чтобы дать уйти далеко.
Среди детей выбирают двоих игроков. Одному из них завязывают глаза, а второму вручают колокольчик. После этого оба игрока входят в игровое поле (при этом игроку с завязанными глазами помогают дети-зрители, и игра начинается. Правила ее в точности совпадают с правилами игры в обычные жмурки, но с одной существенной разницей: тот, кого ловят должен постоянно звонить в колокольчик, чтоб противник смог ориентироваться на звук. Порой это бывает не легко, особенно в те моменты, когда игрок с завязанными глазами проходит совсем близко к игроку с колокольчиком: последнему так и хочется зажать язычок колокольчика пальцем, чтобы заставить его замолчать. Однако это единственное, что в игре строго воспрещается, и игрок должен прилагать не малые усилия воли к тому, чтобы заставить себя звонить. После того как игрок с колокольчиком будет наконец пойман, воспитатель может попросить играющих поменяться ролями, а потом и выбрать новую игровую пару среди детей. Очень важно, чтобы все дети в этой игре побывали в каждой из двух ролей.
Молчанка
Цель игры: Развивать волевые качества детей (учить их сдерживать речевые импульсы).
Это очень простая игра, которой уже не один десяток лет, но она до сих пор пользуется успехом у детей. В ней может участвовать практически неограниченное количество игроков, но оптимальное количество – 8-10 человек.
Рекомендуемый возраст детей – от 4,5 лет.
Для начала все участники игры становятся в кружок и хором произносят считалочку:
Мы набрали в рот воды
И сказали всем: «Замри!»
Зубы не показывать,
Сказки не рассказывать,
А смеяться можно,
Только осторожно.
Раз-два-три-
Замри!
В этой считалочке излагаются все условия игры: играющий не имеет право разговаривать, смеяться и показывать зубы (хотя улыбаться можно). Эти условия вступают в силу после того, как будет произнесено последнее слово стиха. После этого игроки мгновенно замолкают и зорко следят друг за другом, стараясь поймать других игроков на той или иной оплошности. Скорее всего, поначалу игроки будут следить за собой и стараться не допускать ошибок, однако все они имеют право смешить друг друга с помощью мимики и забавных жестов. Вот тогда-то самые смешливые из игроков наверняка не выдержат. Те, кто не смог выполнить все условия, выходят из игры и наблюдают за происходящим. Выигрывает, конечно самый волевой из игроков, который сдержался и не заговорил и не засмеялся.
Секретики.
Цель игры: учить детей самоконтролю: приучать их действовать по определенному правилу в течение длительного времени. Игра развивает внимание, способствуя его концентрации посредством волевых усилий, а также улучшает речевое восприятие
Рекомендуемый возраст детей. – 5-7 лет.
В «Секретики» лучше всего играть либо отдельно с каждым ребенком, либо небольшими группами (максимум 5 человек). Ведущий психолог или воспитатель, или кто-то из родителей – объясняет детям, что сейчас будет называть друг за другом самые разные слова
Примечание: Это один из вариантов этой игры, вариантов может быть много, все зависит от того задания, которое вы хотите предложить детям. Характер задания зависит и от возраста, и от знаний детей. Все слова дети могут повторять за ведущим, кроме, например, названий деревьев, которые и являются «секретиком». А так как это секретик, то вместо того, чтобы повторять название дерева, дети должны будут хлопнуть в ладоши. После этого игра начинается. Ведущий говорит, например, «чашка» (дети повторяют слово, телефон (дети повторяют слово, «клен» (хлопок, яблоко (дети повторяют слово, береза (хлопок) и так далее. После того как игра закончиться ведущий называет самого внимательного игрока, который до самого конца игры хорошо контролировал свои действия.
Например, можно предложить им повторять за вами любые слова, кроме тех, которые начинаются на букву «К», независимо от их значений.
Например, разрешить повторять любые слова, кроме тех которые обозначают имена мальчиков.
А вот задание сложнее, нельзя повторять слова которые состоят из двух (трех, четырех, по предварительной договоренности) слогов – в этом случае игра будет направлена не только на тренировку воли детей, но и на изучение фонетики слова (пусть даже не осознанно). Вариантов можно придумать очень много.
Может эти игры и простые, но умение контролировать себя начинается с самого малого. Для детей контроль над двигательными и речевыми импульсами вовсе не покажется простым.
Литература.
1. Хромова С. А. Психологические игры для детей. / С. А. Хромова - М. : РИПОЛ классик: ДОМ XXI век, 2009 – 189 с.