Бажанова Наталья
Консультация для родителей и педагогов «Играть или готовиться к школе?»
▼ Скачать +Заказ
Лет двадцать назад большинство детей шли в школу, не умея ни читать, ни писать, ни считать. Всему этому дети обучались в школе, и их интеллектуальное развитие от этого совсем не страдало.
В наше время среди родителей очень популярно «раннее развитие» детей. Чуть ли не с рождения ребенка учат читать, считать до 100 и обратно, учат иностранному языку, логике, риторике, грамматике, математике и пр.
Родители за такое дошкольное образование готовы платить немалые деньги – для будущего своего ребенка им ничего не жалко.
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Играть или готовиться к школе?“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
Ведь для того чтобы ребенка приняли в хорошую школу (а значит, для того, чтобы он получил приличное образование, а потом удачно устроился в трудовой жизни) ему уже в 7 лет нужно выдержать солидный экзамен на «готовность».
А воспитатели в соответствии с законами рыночной экономики, охотно идут навстречу потребителю (т. е. родителю) и учат.
В результате система дошкольного воспитания все более превращается в низшую ступень школьного обучения. И несмотря на прогрессивные и гуманистические концепции ученых, и призывы сохранить детство, страх перед будущим берет свое и готовность к школе становится главной целью родителей, а под их натиском и воспитателей тоже.
Данная тенденция является не только неоправданной – ни с педагогической, ни с психологической точки зрения, но и весьма опасной, несущей с собой непредсказуемые социальные последствия.
Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей, а чрезмерные нагрузки отражаются на его здоровье.
В силу своих психологических особенностей дети дошкольного возраста (до7 лет) не способны к осознанию и целенаправленной учебной деятельности.
Даже заучив какие-либо термины и формулировки дети не понимают их и не могут использовать в своей повседневной жизни.
Такие заученные знания, оторванные от реальной жизни детей, остаются бессмысленными речевыми штампами. И несмотря на огромные усилия педагогов и умственное истощение дошкольников их готовность к школе остается весьма сомнительной.
Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению : пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят в школу или теряют интерес к учебе уже в младших классах.
Дети не могут учиться только потому, что этого хотят взрослые. И не потому, что они ленивые и непослушные, а потому что они ДЕТИ. И беда не в том, что они ничего не приобретают от такого преждевременного обучения, а в том что они теряют необыкновенно важные возможности, которые открывает перед ними дошкольное детство.
Дошкольный возраст является уникальными решающим периодом развития ребенка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается творчество и воображение, общая инициативность. Все эти важнейшие качества формируются в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.
Только в игре можно во всей полноте увидеть ребенка, то, как он общается со сверстниками, как вовлекается в игру, активен он или пассивен, инициативен или безучастен и т. д.
При помощи игры можно ненавязчиво скорректировать поведение ребенка, донести до него нормы морали и заложить определенные ценности.
Дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте.
Однако, в последнее время психологи и большинство опытных педагогов отмечают, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть.
В качестве главной причины обычно называется недостаток времени на игру. Действительно, во многих детских садах режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остается менее часа.
Но и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть – они возятся, дерутся, толкаются, поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегают к дисциплинарным воздействиям.
В результате дошкольники не умеют и не хотят играть. И это беда!
Нам и педагогам, и родителям – надо вернуть игру детям, обеспечив им тем самым полноценное дошкольное детство.
Но игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения другому - от старших к младшим. Кроме того, игрой необходимо руководить и направлять, и чем опытнее партнер по игре (родитель, старший ребенок, воспитатель, тем интереснее она становится.
Родители часто стесняются играть со своими детьми, считая игру пустой забавой, необязательной для ребенка. Это большая ошибка.
На самом деле, играть с ребенком очень даже интересно и совсем не сложно. Было бы желание уделять внимание своему ребенку и учиться понимать его. А дальше фантазия взрослого и ребенка. С ее помощью окружающий мир легко преобразуется в иные реалии.
Детям необходимы игрушки, развивающие игры, которые будят их воображение, помогают постигать действительность.
Развитие ребенка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ему выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя.
Очень важно правильно выбрать игрушку. Ведь игрушка - это часть игры, а игра имеет огромное влияние на развитие ребенка-дошкольника.