оксана шишкова
Консультация для родителей группы раннего возраста «Нетрадиционные техники рисования в помощь малышам»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей группы раннего возраста :
«Нетрадиционные техники рисования в помощь малышам»
Чтобы начать обучение рисованию, каждый родитель или педагог должен хорошо представлять себе особенности детского развития в этом возрасте. От детей нельзя требовать того, что они не смогут выполнить по естественным причинам. Двигательные способности. В это время начинает формироваться усложненная координация. Дети пытаются поймать мяч, удержать объемные предметы, построить башню из нескольких кубиков.
Публикация «Консультация для родителей группы раннего возраста „Нетрадиционные техники рисования в помощь малышам“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
К 2,5 годам они способны перелить жидкость из одного сосуда в другой. В это время специалисты рекомендуют активно работать над хватательной техникой. Кисти, карандаши или фломастеры хорошо подходят для того, чтобы развивать приемы захвата пальцами.
Развитие эмоций. Дети этой возрастной группы плохо контролируют эмоциональные всплески. Они часто показывают естественную реакцию на сложившуюся ситуацию и не всегда способны владеть собой.
Поведенческие особенности. По сравнению с детьми в возрасте от 1 года до 2 лет, эти малыши начинают понимать свое значение как личности в окружающем мире. Они обращают внимание на поведение других детей своего возраста и постепенно учатся двухстороннему общению.
Умственное развитие. Для детей 2-3 лет характерно интенсивное развитие внимательности и наблюдательности. Многие начинают активно интересоваться разными видами творческой деятельности. Именно в этом возрасте психологи педагоги советуют приступать к проведению занятий по творческому развитию способностей ребенка.
Польза рисования
О значимости рисования в развитии детей говорят известные психологи и педагоги. Это не просто интересное занятие, построенное в игровой форме, а способ познавать окружающий мир и изучать себя. Подобные навыки важны для малышей в возрасте 2-3 лет.
При этом родителям или начинающим воспитателям нужно помнить, что на начальном этапе знакомства ребенка с кистями и красками, необходимо детально показать основы творческой деятельности.
Но нельзя надеяться, что, получив в руки карандаш и альбомный лист, дети этой возрастной группы начнут самостоятельно использовать материалы по назначению. Специалисты советуют обратить внимание на нетрадиционные техники рисования. Именно они востребованы при планировании занятий рисованием с детьми в этом возрасте.
Малыши недостаточно хорошо могут овладеть классическими техниками рисования, так как они плохо держат карандаш или кисть. Краски на ознакомительном шаге вызывают у детей желание пробовать на вкус.
Занятия рисование с использованием нетрадиционных техник :
• способствует снятию детских страхов;
• развивает уверенность в своих силах;
• развивает пространственное мышление;
• учит детей свободно выражать свой замысел;
• побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• учит детей работать с разнообразным материалом;
• развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
• развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
• развивает мелкую моторику рук.
С детьми раннего возраста рекомендуется использовать:
• рисование ладошками;
• рисование пальчиками;
• рисование ватными палочками;
• оттиск печатками из овощей;
• оттиски пробкой, крышкой;
• оттиск смятой бумаги;
• отпечатки листьев.
Рассмотрим некоторые из этих нетрадиционных техник подробнее :
«Рисование ладошкой»
Ребёнок опускает ладошку в емкость с гуашью (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки. После этого делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются влажными салфетками, затем гуашь легко смывается.
Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии. При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям взрослого образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам взрослый, показывая своим примером принцип изображения. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.
«Рисование пальчиком»
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
В ходе занятии рисование пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание, которые взрослый сопровождает словами одобрения, побуждения к работе. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками : она сложнее и требует более целенаправленных движений.
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!
Как выбрать краски для рисования пальцами?
Важнейший критерий выбора красок для рисования пальцами – безопасность. Маленькие дети все любят пробовать на вкус, поэтому при их производстве используют только пищевые красители. По этой же причине в краски добавляют соль, чтобы у ребенка не возникало желания попробовать их еще раз. Если Вы все же не решаетесь допустить ребенка к фабричной краске, то существует рецепт, по которому можно сделать краски для рисования пальчиком самостоятельно.
Рецепт красок: 500гр. муки, 5 столовых ложек соли, 2 столовые ложки растительного масла, красители (сок моркови, свеклы, петрушки, вода. Все ингредиенты засыпаем в миску и перемешиваем миксером – до консистенции густой сметаны, затем полученную массу разливаем в отдельные баночки, добавляем пищевой краситель, свекольный или морковный сок, перемешиваем до однородной массы.
«Рисование ватной палочкой»
Получающиеся картинки, нарисованные точками, похожи на древние фрески.
Простым карандашом необходимо наметить контуры крупного предмета, например цветка. Затем на кончик ватной палочки набрать гуашь определенного цвета и рисуем по контуру силуэта цветка, чтобы получались точки. Для того чтобы сменить цвет, нужно взять чистую ватную палочку. Из точек на цветке составляем различные узоры. Цветок в такой технике выглядит необычным, красочным.
«Оттиск печатками из пробки, овощей, ластика»
Ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
Рисование овощами привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты - печатки. Для этого берут картофель, морковь, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоте 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки ребенка.
Если нужно передать фактуру предмета, то нам на помощь приходят оттиски различными материалами с текстурированной поверхностью: поролоновым тампоном, смятой бумагой, полиэтиленом, пенопластом, ластиком, веревкой для белья, закрепленной на конце толстого бруска, и т. д. Ребенок учится экспериментировать новыми материалами. И это доставляет ему огромное удовольствие. Ведь с помощью оттисков можно добиться потрясающего сходства с действительностью – передать пушистость, мягкость, ноздреватость, колкость и т. д. Простым карандашом намечаем контур предмета, например, белочки. Затем кончик поролонового тампона прижимаем к штемпельной подушке с краской и делаем отпечатки на силуэте белочки. Если надо использовать новый цвет, необходимо взять другую мисочку со штемпельной подушкой и чистый инструмент для рисования. Когда краска подсохнет, белочке тонкой кисточкой дорисовываем, глаза, носик, ушки, хвост.
«Отпечатки листьев»
Осенью так и хочется набрать красивых опавших листьев и принести их домой. Листья можно засушить, но тогда они станут ломкими. Для данной техники рисования нужно использовать свежесобранные листья. Ребенок может сделать отпечатки листьев с разных деревьев. И все они будут выглядеть как настоящие.
Берем понравившийся листок, кладем его гладкой стороной на клеенку и обильно закрашиваем изнаночную сторону листика гуашью такого же цвета. Пока гуашь не засохла, листочек прикладываем окрашенной стороной к чистому листу бумаги и плотно прижимаем, чтобы он отпечатался целиком. Следите, чтобы ребенок не двигал прижатый листик. Затем листик убираем, а отпечаток, при необходимости, прокрашиваем в не пропечатанных местах.
«Тампонирование или оттиск»
Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится.
Оформив рисунки ребенка рамкой, можно украсить его комнату. Вместе с ним рассматривать детские шедевры, ведь каждый рисунок по-своему необычный, оригинальный. Быть может эти первые детские рисунки станут начальной ступенькой к развитию у ребенка творческих способностей.
Каждая из нетрадиционных техник – это маленькая игра с красками. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя самостоятельнее, смелее, свободнее, непосредственнее, развивает воображение и дает полную свободу для самовыражения.
Играйте, развивайтесь, творите вместе со своим маленьким гением.