Елена Заиченко
Консультация для родителей «Говорите с ребенком правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, общительным, радостным. К сожалению, не каждый ребенок может свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Это могут быть и застенчивость ребенка, и проблемы, связанные с речью, и его физиологические особенности. В этой ситуации родители должны вовремя заметить трудности малыша и приложить все усилия, чтобы помочь ребенку разобраться в причинах данной проблемы и устранить ее.
Публикация «Консультация для родителей „Говорите с ребенком правильно“» размещена в разделах
Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Необходимо как можно больше говорить со своим ребенком, даже тогда, когда он еще не научился вам отвечать. Обратите внимание: он запоминает, что вы говорите и как говорите. Именно с помощью вашей речи пополняется его активный словарный запас, а в дальнейшем формируется связная речь.
Вы для него – эталон речи, от вас зависит его речевое развитие.
Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей.
4 нельзя:
Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова: например, «Где бибика?». Это будет тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем.
Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.
Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирование звука еще не закончен. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его.
Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.
Голос является одним из показателей общей культуры речи человека. Начиная с дошкольного возраста, следует учить детей говорить вежливо, не допускать повышенного тона, раздражительного голоса. Чистый, звучный, подвижный голос, негромкая речь являются одним из показателей общей культуры человека, служат хорошим примером для дошкольников.
Речь взрослых должна быть эмоциональной, интонационно богатой, достаточно громкой, неторопливой. Очень важно, чтобы дети слышали выразительную речь не только в детском саду, но и дома. Однако не всегда следует добиваться от детей, чтобы они точно копировали речь взрослых, нужно учить их осознанно передавать с помощью модуляции голоса свои чувства: радость, грусть, печаль, торжественность. Детям, говорящим тихо, надо напоминать о необходимости говорить громче и наоборот.
Манера говорить на повышенных тонах, пискливым или крикливым голосом
закрепляется быстро, дети привыкают к такой речи, и избавить их от этого недостатка бывает очень трудно.
Взрослые должны поощрять доброжелательный тон детей в общении друг с другом. Важно учить детей говорить приветливым, доброжелательным тоном, правильно пользоваться громкостью с учетом условий общения, употреблять «вежливые слова»: спасибо, извините, пожалуйста и т. д.
Придерживайтесь правил речи:
• Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и др.
• Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы и предложения. Ваше
предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
• Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите: «Что он делает?» вместо «Он играет?»
• Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
• Слушайте звуки и шумы. Спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра и т. д.
• Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь еще.
• Во время разговора всегда смотрите в лицо собеседнику, это поможет говорить смело и уверенно. Не спешите с ответом, сначала проговорите ответ про себя.
• Говорите на выдохе. Воздух расходуется на гласные звуки, четко артикулируя их.
• Гласные звуки произносятся широко и громко. Согласные звуки произноси легко, без нажима. В каждом слове выделяйте ударный звук.
• Необходимо выдерживать паузы между предложениями.
• Всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо.
• Говорите всегда четко, громко, выразительно.