Приложение МААМ

Консультация для родителей «Формироварие праксиса и диспраксии у детей»

Альбина Пигур
Консультация для родителей «Формироварие праксиса и диспраксии у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Диспраксия у детей (диспраксия развития) – это несформированность произвольных предметных движений и действий при сохранном интеллекте. Если мы говорим про взрослых, то аналогичное нарушение, возникшее после инсульта или черепно-мозговой травмы называется апраксия (это утрата уже сформированного навыка).

Этапы развития двигательной сферы у детей :

Рефлексы новорожденных;

Публикация «Консультация для родителей „Формироварие праксиса и диспраксии у детей“» размещена в разделах

Формирование постуральных реакций, удержание равновесия, постепенная вертикализация (ребенок держит голову, переворачивается, садится, ползет, стоит у опоры, начинает ходить и бегать);

Включение двигательных программ (ходить, ползать – это неосознанные движения, двигательный паттерн, а подойти, взять предмет и им целенаправленно манипулировать – это уже праксис);

Предметно-манипулятивная деятельность (сначала неосознанная, затем всё более произвольная);

Имитация (от инстинкта до произвольного действия);

Интеграция стимулов от сенсорных систем (вестибулярная, проприоцептивная, кинестетическая информация) => формирование СХЕМЫ ТЕЛА.

Таким образом, в основе праксиса, то есть произвольных движений, лежит восприятие и сенсорная интеграция.

С 2 лет уже можно говорить о формировании первичного праксиса. По мнению доктора психологических наук, профессора Т. Г. Визель, мануальный, пальцевый праксис можно оценивать с 2.5 лет. Оральный праксис – с 3 лет. Артикуляторный – с 4 лет.

Виды нарушений двигательной сферы у детей :

Нарушение первичной моторной функции (это НЕ диспраксия, а нарушение элементарного уровня организации движений) :

Снижение мышечной силы (парез);

Нарушение тонуса (гипер-, гипо-, дистония);

Нарушение на уровне рефлексов;

Нарушение координации, равновесия, атаксия;

Гиперкинезы (хорея, атетоз, тремор, тики).

Нарушение сенсомоторной функции (это уже уровень выше, где необходимо совмещать несколько потоков информации и двигаться, таким образом, есть «сенсорный вход» и «моторный выход», цепочка реакций) :

Трудности зрительно-моторной координации (например, поймать мяч);

Нарушение сенсорной интеграции (например, гравитационная неуверенность => недоразвитие крупной моторики);

Синкинезии (непогашенные рефлексы и, как следствие, отсутствие четких дифференцированных движений);

Нарушение перехода средней линии тела;

Нарушение билатеральной координации (нарушение межполушарного взаимодействия);

Дизритмия.

Диспраксия. Это высший уровень организации двигательной сферы.

По механизму:

Кинестетическая (нарушение уклада позы, например, артикуляторной позы на конкретный звук; позы пальцев руки) – отражает вовлеченность нижней теменной области чаще левого полушария;

Кинетическая или динамическая (нарушение двигательной мелодии, то есть проблема в переключении элементов движения между собой: переключение при произнесении звуков, слогов, переключение движений руки (например, в пробе «кулак-ребро-ладонь) – вовлеченность премоторной области коры, чаще слева. Голландский невролог Чарльз Ньокиктьен данные уровни называет «мелокинетическая диспраксия» и считает, что это не диспраксия в полном смысле, а отражение более «нижних» в мозговой организации трудностей.

Идеомоторная диспраксия – «истинная диспраксия», по-Ньокиктьену. Здесь проблема: «Как сделать?», то есть программа действий. Локализация – также премоторная область, но спереди по отношению к кинетической+теменно-затылочные области обоих полушарий (в зависимости от вида деятельности).

Идеаторная диспраксия – «Зачем делать?», то есть замысел действия, содержащий намерение. Префронтальная кора+все необходимые уровни организации праксиса, описанные выше, в зависимости от содержания действия.

Также можно выделить диспраксии по видам деятельности: конструктивная, графомоторная, диспраксия выражения эмоций, диспраксия еды и т. д., но это уже частные случаи.

Виды диспраксии по локализации :

Артикуляторная, вербальная;

Орально-лицевая;

Диспраксия конечностей, мануальная, пальцевая;

Аксиальная/постуральная.

Рекомендации родителям при диспраксии у детей

Диспраксия – это нарушение формирования навыков. Тренируя конкретный навык, будь то произнесение звуков или езда на велосипеде, диспраксия не устраняется. Но формировать жизненно важные навыки необходимо, а также важно преодолевать психологическую установку неуспешности у ребенка. Родителям нужно многократно повторять действия вместе с ребенком, ободряя его и снимая фокус внимания с самого действия, чтобы не акцентировать внимание на том, что не получается. Не ругать и не сравнивать с другими.

Также важно формировать предпосылки к формированию праксиса, заниматься видами активности, которые приводят в порядок «нижние уровни» организации моторной сферы (ствол – вестибулярные ядра – мозжечок – кора).

Примеры занятий: ортоковрики, полусферы, различные балансиры, прыгуны, беговел, батут, игры с мячом, «классики», «жмурки», «догонялки», методика занятий с кинезиологическими мешочками и мячиками BAL-A-VIS X, бассейн, коньки, ролики, ЛФК, АФК, кинезиология, логоритмика, барабаны, игры на подражание движениям («зеркало», «попробуй, повтори», действия по устной инструкции (сложное действие дробить на части и проговаривать пошагово, как в игре «Робот», сложные можно в виде квеста, развитие новых способов использования игрушек и вещей.

Нейропсихолог Александрова О. А.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Полная версия · Пожаловаться

Логопедия, дефектология, психология в СПб. Томатис-центр

Артикуляционная диспраксия

1 марта 2020

Диспраксия – «модный» сейчас термин, хотя ничего принципиально нового он не несет. Это изолированная несформированность произвольных предметных действий на высшем, корковом уровне организации двигательного акта. Такое простое определение, но не все его понимают. На уровне коры – это означает, что все «нижние отделы» являются сохранными. Если у ребенка ДЦП, повреждение спинного мозга, грубые нарушения иннервации мышечного аппарата – это НЕ диспраксия. Это первичные (элементарные) двигательные нарушения. Таким образом, диспраксия – это нарушение при отсутствии парезов, параличей, атаксии, нарушений тонуса, а также физических нарушений самого артикуляционного аппарата.

Ранее нарушение артикуляции, обусловленное дисфункцией на уровне коры, называлось корковой дизартрией (сейчас этот термин также встречается).

Артикуляционную диспраксию можно разделить на кинетическую (динамическую) и кинестетическую.

В первом случае в процесс вовлечена премоторная кора левого полушария (заднелобные отделы, и нарушение будет проявляться трудностями в переключении с одного звука, слога на другой, пропуском звуков и слогов, нарушением слоговой структуры слова, неправильной постановкой ударения («пречатка» вместо «перчатка»).

При кинестетической артикуляционной диспраксии задействована нижнетеменная кора левого полушария, и нарушается так называемый артикуляторный уклад, то есть мозгу «сложно усвоить» то, как именно должен действовать артикуляционный аппарат в момент произнесения звуков. При этом физически ребенок в состоянии выполнить данные движения и непроизвольно сам их иногда делает. Поэтому ребенок с кинестетической артикуляторной диспраксией в одном слове может произносить требуемый звук, а в другом (даже с такой же слоговой структурой) – нет.

Это один из диагностических критериев дизартрии и диспраксии : при последней нарушен именно произвольный, сознательный акт (при дизартрии как нарушении более нижнего уровня ребенок не произносит звук в любых обстоятельствах). При этом диспраксия может сочетаться с дизартрией.

Артикуляционная диспраксия часто сочетается с другими видами диспраксии : оральной (это нарушение движений рта, не связанные с произнесением звуков речи, например, надуть щеку, сделать губы трубочкой, подуть, лицевой (произвольные движения лицом, например, показать удивление, мануальной (нарушение произвольной моторики пальцев и кисти, также делится на кинетическую и кинестетическую).

Очень много дискуссий на тему того, как связаны между собой моторная алалия и артикуляционная диспраксия. У исследователей есть несколько взглядов по этому вопросу. Я придерживаюсь следующего: артикуляционная диспраксия входит в состав алалии как компонент. Алалия – более широкое понятие, которое включает несформированность языкового навыка (то есть нарушение и фонематического компонента, и артикуляционного, и лексического, и грамматического). И если рассматривать ее в спектре праксиса, то мне близок термин Чарльза Ньокиктьена «вербальная диспраксия» (что шире, чем одна артикуляция).

Коррекция артикуляционной диспраксии

Но можно долго спорить о терминах, гораздо важнее вопрос реальной практической помощи детям. А здесь также ничего принципиально нового не изобрели. Вся коррекционная нагрузка ложится на логопеда. Важно понимать, что при кинетической диспраксии логопедический массаж бесполезен. При кинестетической – массаж используется как вспомогательное средство для развития непосредственно кинестетического компонента движения. При сочетании с дизартрией логопедический массаж необходим. Также при диспраксии необходима артикуляционная и пальчиковая гимнастика. В нашем центре также используется методика Т. С. Резниченко, которая прекрасно подходит для преодоления диспраксического компонента при алалии.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей»Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей» Многих родителей волнует вопрос, как заработать авторитет, как правильно воспитывать своих детей. Авторитет родителей заключается в умении.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Консультация для родителей «Безопасность детей — забота родителей» Внимание, дорога! Знание правил дорожного движения - это важный момент в воспитании и формировании навыков ребёнка, это обеспечение его.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье детей в наших руках» Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье детей в наших руках» Цель - показать ребенку и родителям значимость физического.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей» Можно совершенно точно утверждать, что все любящие своих деток папы и мамы мечтают видеть их не только счастливыми, но и реализовавшимися.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром»Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Совместное творчество родителей и детей. Консультация для родителей Совместное творчество родителей и детей. Совместная творческая деятельность- интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Формироварие праксиса и диспраксии у детей»
Опубликовано: 10 марта 2021 в 09:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Формироварие праксиса и диспраксии у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Пигур (УИ 680503) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД