Елена Петровна Бойко
Консультация для родителей «Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый педагог в своей возрастной группе сможет определить детей с нарушениями речи не только в звуковом плане, но и в эмоциональном.
В настоящее время у большей половины дошкольников, посещающих детский сад, не сформирована выразительная речь.
У одних - речь тихая, маловыразительная, монотонная, у других – чрезмерно громкая, визгливая. У таких детей в первую очередь нарушены: приятность устной речи, внятность, четкость, нет гибкости голоса, с ними тяжело общаться, их речь малопонятна.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
В чем причина? Формирование правильной выразительной речи зависит от окружающей речевой среды, в которой воспитывается ребенок.
Большое значение имеет голос окружающих ребенка, которому он непроизвольно подражает (резкий, повышенный тон и наоборот монотонная, маловыразительная речь). Если не работать над речью, то у таких детей будут проблемы в школе.
Перед нами стоит задача: сформировать у детей выразительную речь
Выразительная речь – это сочетание силы, высоты голоса и просодических компонентов.
Работу по формированию выразительной речи необходимо начинать как можно раньше, с младшей группы
Работа над развитием силы голоса
Педагогу необходимо определить силу голоса каждого ребенка.
Если ребенок говорит слишком громко, крикливым и резким голосом, то прежде всего его надо успокоить и разъяснить, что он может испортить или потерять голос совсем, голос его неприятен для окружающих.
Для этого используют игры в тихую или шепотную речь.
Игры: «Эхо» «Ауканье» «Телефон» «Наоборот» (антонимы)
«Большие и маленькие» (я скажу тихо, а ты громко)
Цель: Обучать говорить тихим спокойным голосом. Взрослый произносит слово громко, а ребенок – «эхо» тихо.
При очень тихом голосе следует вовлекать их в игры, в которых требуется громкий голос.
Игры: «Эхо» «Ауканье» «Наоборот»
В этих играх ребенок ведущий, а педагог - «эхо»
Игра «Эхо»
Мы в лес пойдем, грибов наберем
Папу громко позовем: АУ, ПАПА! (маму, деда, бабу, брата,тетю, дядю)
Ребенок, который говорит очень тихо, с ним необходимо разговаривать на большом расстоянии – незаметно для себя он будет усиливать свой голос. Расстояние является хорошим условным раздражителем силы голоса.
Упражнения: Голос и движение
1. Дождик»- постепенное нарастание звука.
2. «Кто лучше слышит» (педагог называет имена детей громко и тихо – дети идут одни вправо, другие – влево)
3. Шагать под бубен, проговаривая «топ-топ-топ»
- громкие удары – высоко поднимаем ноги
- удары потише – обычное поднимание ног
- тихие удары – слегка поднятие ног
Усиление и ослабление голоса
4. Пропевание гласных, с постепенным поднятием рук вверх: А- А-А
5. Счет до 5 и обратно «Дни недели»
6. «Поезд приближается к станции» «Поезд отходит от станции»
«Поезд приближается к станции и отходит»
Работа над развитием высоты голоса
1. «Укачивание куклы» (повышение и понижение голоса при произнесении гласных)
2. Самолет – взлет- идет на посадку
3. Большие ноги шли по дороге – топ-топ-топ
Маленькие ножки бежали по дорожке – топ-топ-топ
4. Игра по сказке «Колобок» «Угадай, кто это говорит»
Превратись в зайца, медведя, лису, волка и скажи «Колобок, колобок, я тебя съем!»
5. Игра «Вопрос - ответ» (диалог)
Дети делятся на 2 группы и произносят текст разным по высоте голосом.
Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким (стихи)
6. Игры в кругу «Водяной» «Кукушка» «Угадай, чей голосок»
Работа над развитием просодики
Просодика – итонационно-выразительная окраска речи
Просодические компоненты: тембр, сила голоса, ритм, длительность.
1. Назови ласково свое имя (называют ласковым нежным голосом)
2. Игра с использованием пиктограмм эмоций по стихам А. Барто
3. Игра-упражнение в разнообразном интонировании скороговорок
Щипцы и клещи – это папины вещи
Скороговорка читается от лица всех членов семьи по очереди с изменением тембра и силы голоса
До города дорога в горку. А от города – с горки
- с разной силой голоса (тихо, громче, громко)
- с различными интонациями (весело, грустно, сердито, вопросительно)
- с контрастным произнесением 1-2 части скороговорки (начало медленно, конец – быстро; начало-тихо грустно, конец – громко, весело)
4. «Лесные певцы».
Однажды собрались на лесной поляне зайка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как они хорошо умеют петь.
Лисонька запела: а – а – а.
Волк запел: у – у – у.
Мишка: ы – ы – ы.
Белочка: и – и – и.
Ё жик: э – э – э.
Дети надевают маски. Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.
Ожидаемый результат: Система работы по развитию выразительной речи у дошкольника дает положительный результат. У детей появляется желание выступать на праздниках, в театрализованных представлениях. Интонационная выразительность речи детей на праздниках радует как педагогов, так и родителей.