Приложение МААМ

Консультация для родителей «Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста»

Елена Петровна Бойко
Консультация для родителей «Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый педагог в своей возрастной группе сможет определить детей с нарушениями речи не только в звуковом плане, но и в эмоциональном.

В настоящее время у большей половины дошкольников, посещающих детский сад, не сформирована выразительная речь.

У одних - речь тихая, маловыразительная, монотонная, у других – чрезмерно громкая, визгливая. У таких детей в первую очередь нарушены: приятность устной речи, внятность, четкость, нет гибкости голоса, с ними тяжело общаться, их речь малопонятна.

Публикация «Консультация для родителей „Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В чем причина? Формирование правильной выразительной речи зависит от окружающей речевой среды, в которой воспитывается ребенок.

Большое значение имеет голос окружающих ребенка, которому он непроизвольно подражает (резкий, повышенный тон и наоборот монотонная, маловыразительная речь). Если не работать над речью, то у таких детей будут проблемы в школе.

Перед нами стоит задача: сформировать у детей выразительную речь

Выразительная речь – это сочетание силы, высоты голоса и просодических компонентов.

Работу по формированию выразительной речи необходимо начинать как можно раньше, с младшей группы

Работа над развитием силы голоса

Педагогу необходимо определить силу голоса каждого ребенка.

Если ребенок говорит слишком громко, крикливым и резким голосом, то прежде всего его надо успокоить и разъяснить, что он может испортить или потерять голос совсем, голос его неприятен для окружающих.

Для этого используют игры в тихую или шепотную речь.

Игры: «Эхо» «Ауканье» «Телефон» «Наоборот» (антонимы)

«Большие и маленькие» (я скажу тихо, а ты громко)

Цель: Обучать говорить тихим спокойным голосом. Взрослый произносит слово громко, а ребенок – «эхо» тихо.

При очень тихом голосе следует вовлекать их в игры, в которых требуется громкий голос.

Игры: «Эхо» «Ауканье» «Наоборот»

В этих играх ребенок ведущий, а педагог - «эхо»

Игра «Эхо»

Мы в лес пойдем, грибов наберем

Папу громко позовем: АУ, ПАПА! (маму, деда, бабу, брата,тетю, дядю)

Ребенок, который говорит очень тихо, с ним необходимо разговаривать на большом расстоянии – незаметно для себя он будет усиливать свой голос. Расстояние является хорошим условным раздражителем силы голоса.

Упражнения: Голос и движение

1. Дождик»- постепенное нарастание звука.

2. «Кто лучше слышит» (педагог называет имена детей громко и тихо – дети идут одни вправо, другие – влево)

3. Шагать под бубен, проговаривая «топ-топ-топ»

- громкие удары – высоко поднимаем ноги

- удары потише – обычное поднимание ног

- тихие удары – слегка поднятие ног

Усиление и ослабление голоса

4. Пропевание гласных, с постепенным поднятием рук вверх: А- А-А

5. Счет до 5 и обратно «Дни недели»

6. «Поезд приближается к станции» «Поезд отходит от станции»

«Поезд приближается к станции и отходит»

Работа над развитием высоты голоса

1. «Укачивание куклы» (повышение и понижение голоса при произнесении гласных)

2. Самолет – взлет- идет на посадку

3. Большие ноги шли по дороге – топ-топ-топ

Маленькие ножки бежали по дорожке – топ-топ-топ

4. Игра по сказке «Колобок» «Угадай, кто это говорит»

Превратись в зайца, медведя, лису, волка и скажи «Колобок, колобок, я тебя съем!»

5. Игра «Вопрос - ответ» (диалог)

Дети делятся на 2 группы и произносят текст разным по высоте голосом.

Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким (стихи)

6. Игры в кругу «Водяной» «Кукушка» «Угадай, чей голосок»

Работа над развитием просодики

Просодика – итонационно-выразительная окраска речи

Просодические компоненты: тембр, сила голоса, ритм, длительность.

1. Назови ласково свое имя (называют ласковым нежным голосом)

2. Игра с использованием пиктограмм эмоций по стихам А. Барто

3. Игра-упражнение в разнообразном интонировании скороговорок

Щипцы и клещи – это папины вещи

Скороговорка читается от лица всех членов семьи по очереди с изменением тембра и силы голоса

До города дорога в горку. А от города – с горки

- с разной силой голоса (тихо, громче, громко)

- с различными интонациями (весело, грустно, сердито, вопросительно)

- с контрастным произнесением 1-2 части скороговорки (начало медленно, конец – быстро; начало-тихо грустно, конец – громко, весело)

4. «Лесные певцы».

Однажды собрались на лесной поляне зайка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как они хорошо умеют петь.

Лисонька запела: а – а – а.

Волк запел: у – у – у.

Мишка: ы – ы – ы.

Белочка: и – и – и.

Ё жик: э – э – э.

Дети надевают маски. Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.

Ожидаемый результат: Система работы по развитию выразительной речи у дошкольника дает положительный результат. У детей появляется желание выступать на праздниках, в театрализованных представлениях. Интонационная выразительность речи детей на праздниках радует как педагогов, так и родителей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация для родителей «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста» Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Консультация для родителей «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 декабря 2021 в 12:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Петровна Бойко (УИ 446790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД