Зуева Диана
Консультация для родителей «Если ребёнок жадничает»
▼ Скачать + Заказать документы
Как растет детская жадность – проявления жадности у ребенка на разных этапах возраста
Нежелание делиться своими игрушками, вещами и даже едой замечают у своих малышей многие родители. Нередко мамам приходится краснеть за своих крох в гостях или на детской площадке, когда маленькая жадина кричит сверстникам «Не дам!» и прячет за спину совочек или машинку. Или прячет дома свои игрушки от брата (сестры, категорически не желая делиться вещами даже «ненадолго, просто поиграть». В чем причины?
Публикация «Консультация для родителей „Если ребёнок жадничает“» размещена в разделах
Не стоит в таком возрасте ругать ребенка, обзывать его жадиной и ни в коем случае не наказывать. Малыш только будет расстраиваться и плакать, а понять, за что вы его наказываете, он все равно не сможет. Не торопитесь ругать и отбирать игрушку у ребенка, который отобрал ее у вашего малыша. Ведь он так же чувствует, как и ваш малыш, для него вполне естественно, что понравившаяся игрушка теперь принадлежит ему. Родители в этом случае должны стараться переключить внимание детей на что-нибудь другое, более интересное. Дети в этом возрасте быстро забывают обиду, по истечении некоторого времени вполне возможно, что они оба забудут о желанной игрушке. А если конфликт не удается наладить, то лучше взять ребенка на руки и отвести его в другое место, пока он не забудет об игрушке. Жадность у детей развивается под влиянием собственной семьи, на примере поведения родителей и членов семьи. Особенно сильно проявляется это чувство у детей, которые являются единственным ребенком в семьи. Если малыш становится семейным кумиром и ему родители уделяют много внимания в ущерб собственным интересам, то неосознанно они закрепляют у ребенка привычку жадничать. С маленьких лет ребенка необходимо учить делиться, не стараясь отказываться от всего в его пользу. Ведь всем известно, родители хотят все лучшее отдать детям. Например, отдавая малышу шоколадку, сами не желают ее даже пробовать.
Во-первых, нельзя заставлять делиться. Ни в коем случае нельзя отбирать что-то личное и передавать другому ребёнку, ругать за неспособность «дать поиграть». Но можно и нужно спрашивать, можно ли Маше взять ведерочко, и обязательно объяснять, что Маша немного поиграет и вернет лопатку. Лопатка — Вовина, и Маша это знает. Находиться рядом, комментировать процесс полезно как условному Вове, так и Маше: Вова будет чувствовать себя более уверенным, зная, что у родителей все под контролем, а Маша будет усваивать правила обращения с чужой собственностью.
Во-вторых, даже в 2 года уже может работать временный обмен игрушками. «Давай, Машина кукла прокатится в твоей машине, ей понравится. А твой солдат может пока погостить в Машином домике». Обмен снижает остроту болезненности от временного расставания и рассеивает концентрацию внимания за своими вещами.
В-третьих, при посещении гостей, так же, как и при походах на детские площадки, стоит не забывать брать с собой игрушки, чтобы поменяться, поделиться или, в случае приступа особо сильной жадности у хозяина, малышу было чем играть. Дети в таком возрасте не понимают, что все, что они принесли, они заберут обратно, и могут протестовать, не желая что-то брать с собой при посещении другого дома. Такие очевидные вещи также надо объяснять.
В-четвертых, нельзя стыдить и ругать за нежелание делиться или сравнивать с другими. Надо помогать защищать свою собственность, но и не давить на них в угоду другому ребёнку. Испытывая неловкость у песочницы, надо помнить, что ребёнку сейчас действительно трудно расставаться с частью своего мира. Но это пройдет
Оптимально обучать малыша-жадину находить равновесие между собственническими чувствами и жаждой владения чужими игрушками, поддерживать желание делиться у маленького альтруиста и помогать ему защищать то, что действительно важно и ценно. И верить: этот этап закончится, и в песочнице воцарится мир и взаимопонимание, даже если лопаточек не хватит на всех.