татьяна полурезова
Консультация для родителей «Если ребенок не слушается? Разнообразие форм детского непослушания»
▼ Скачать + Заказать документы
«Если ребенок не слушается? Разнообразие форм детского непослушания».
Если ребенок не слушает родителей, не выполняет их просьб, недисциплинирован, то родителям приходится очень трудно т. к. это поведение может принимать разные формы и разную степень устойчивости. Сначала непослушание не имеет ярко выраженного характера и не тревожит родителей. Замечая отрицательные проявления в поведении ребенка, родители не придают им значения. Чаще всего родители думают, что ребенок ещё мал и ничего не понимает, а когда подрастет – научится и исправится. И это ошибка родителей. Эти на первый взгляд «безобидные» недостатки ребенка, повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают в устойчивые привычки, проявляющиеся в виде различных отклонений в поведении. Очень часто происходящие в ребёнке перемены, родители начинают замечать только тогда, когда он перестаёт поддаваться педагогическим воздействиям не только в семье, но и за её пределами, т. е. становится трудновоспитуемым. С течением времени, незначительные формы проявления непослушания могут приобретать социально опасные формы, когда в их устранении не всегда возможно обойтись только одними воспитательными воздействиями.
Публикация «Консультация для родителей „Если ребенок не слушается? Разнообразие форм детского непослушания“» размещена в разделах
Естественно, что глубина и стойкость отклонений в поведении дошкольника и младшего школьника и различны. Длительность накопления отрицательного опыта у подростка значительно больше, чем у младшего школьника, тем более, у дошкольника. Поэтому отклонения в поведении подростка в процессе длительного и многократного повторения приобретают прочность, становятся привычными и преодолеваются труднее, чем у детей младшего возраста. Чем раньше у ребенка будут обнаружены отрицательные привычки, чем своевременнее они будут преодолеваться, тем вероятнее исправление недостатков в поведении.
Непослушание, его разновидности и пути предупреждения
Непослушание – наиболее распространенная в дошкольном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам родителей, нравственным нормам общественного поведения. Чаще всего проявляется в виде шалости или озорства, а иногда может вылиться в проступок.
Шалость – это разновидность отклоняющегося поведения. Это веселая проказа, забава или проделка ребенка, в которых ярко выражаются его активность, инициатива, изобретательность. Зачастую, это бывает краткий, эпизодический отрезок в поведении ребенка, с неявным отрицательным смыслом. Поэтому отношение взрослых к подобным проступкам в основном снисходительное, ибо шалости, как правило, социально безвредны. Обычно ребенок переживает удовольствие от сделанного. Он не задумывается о том, какие могут быть последствия его шалостей для окружающих. Для ребенка это игра «на грани», но сам ребенок этого не осознает. При этом сдерживающие механизмы его поведения часто бывают «отключены». Именно поэтому многие шалости кончаются печально или перерастают во вредные привычки.
Спектр шалостей довольно широк: от вполне безобидных и невинных (например, спрятать игрушку, спрятаться самому, без разрешения включить телевизор, побегать по комнатам) до злых и опасных (намеренная порча вещей, игра со спичками и другими опасными предметами, недобрые шутки над сверстниками). Первые пробы закурить, попробовать спиртное – сначала тоже шалости. Особенно опасными являются шалости по отношению к сверстникам и младшим детям. Так называемые детские «розыгрыши» могут впоследствии перерасти в патологическую склонность издеваться над людьми.
Вместе с тем шалости следует отличать от явных хулиганских поступков.
Озорство тоже представляет собой эпизод в поведении ребенка. В нём тоже проявляются выдумка, инициатива, активность, однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, умышлено совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства – досадить, отомстить или получить выгоду для себя.
Пути предупреждения
Для предотвращения такого поведения необходимо раскрывать детям последствия их шалостей и озорства. В некоторых случаях родители должны прибегать к наказаниям.
Детские шалости и озорство связаны общей основой и часто переходят друг в друга. Различие между ними состоит, прежде всего, в степени доброжелательности детей к другим людям.
Проступок– это уже социально опасное явление, хотя у него можно заметить и много общего с озорством (выдумка, инициатива, подвижность ребенка). Как и озорство, проступок – всегда планомерное нарушение требований взрослых, если и без злого умысла, то с осознанием, пониманием того, что это действие плохое. Проступки повторяемы и заблаговременно продуманны. Это их главное отличие от озорства. Если ребенок совершает проступки неоднократно, есть все основания предположить, что у него формируются отрицательные черты характера. В то же время проступки следует отличать от ошибок в поведении, которые всегда случайны и не умышленны.
Пути предупреждения
Проступки детей ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. Следует пресекать действия ребенка, если в них усматривается подобное поведение. Уместно использование метода естественных последствий и метода отсроченного наказания.
Формы проявления детского негативизма
Негативизм
Немало проблем у родителей порождает и такая форма поведения детей, как негативизм – выраженное неприятие чего-либо, немотивированное и неразумное сопротивление воздействию окружающих людей. Негативизм проявляется как форма протеста ребенка против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых или сверстников. Это может быть протест, отказ от выполнения действий, указаний, просьб и даже противодействие влиянию взрослых. Негативизм может выражаться пассивно (отказом от действия) и активно (поступками «наоборот»).
Однако негативная форма поведения может быть свойственна детям и как психологическая норма в период «кризисов» возрастного развития. Причины
К числу наиболее распространенных причин негативизма в первую очередь относятся педагогические ошибки родителей, неуважительное отношение к личности ребенка, несправедливость по отношению к нему, т. е. то, что вызывает обиду.