Татьяна Барадавка
Консультация для родителей «Если ребёнок агрессивен?»
▼ Скачать + Заказать документы
Доброе время суток,уважаемые коллеги!
Очень многие из нас – и воспитатели,и родители – сталкиваются с такой проблемой,как агрессия ребёнка. Что такое агрессивность и как с этим бороться?
Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio»,что означает «нападение», «приступ».
Публикация «Консультация для родителей „Если ребёнок агрессивен?“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Причины проявления агрессии у ребёнка могут быть самыми разными: от некоторых соматических заболеваний,от заболевания головного мозга и,конечно же,многое зависит от воспитания в семье,причём с первых дней жизни. Социолог М. Мид доказала,что в тех случаях,когда ребёнка резко отлучают от груди и сводится до минимума общение с матерью,у детей формируются такие качества как тревожность,подозрительность,жестокость,агрессивность,эгоизм,и, наоборот,когда в общении с ребёнком присутствует мягкость,ребёнка окружают заботой и вниманием – у него эти качества не вырабатываются. Множественные исследования показали,что родители,резко подавляющие агрессивность у своих детей,вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество,а напротив – взращивают его. Как известно: зло порождает только зло,а агрессия – агрессию.
Агрессивный ребёнок очень часто нападает на остальных детей,обзывает и бьёт их,отбирает и ломает игрушки,намеренно употребляет грубые выражения. Этого драчливого,грубого ребёнка очень трудно принять таким,какой он есть,а ещё труднее понять!Однако агрессивный ребёнок,как и любой другой,нуждается в ласке и помощи взрослых потому,что его агрессия –это отражение внутреннего дискомфорта и неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Родителям и педагогам не всегда понятно,чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так,хотя заранее знает,что со стороны детей может получить отпор,а со стороны взрослых –наказание. В действительности - это всего лишь способ завоевать «своё место под солнцем»!
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых,поэтому главная наша задача заключается не в том,чтобы поставить «диагноз»,а в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку. Как правило,для педагога не составляет труда определить уровень агрессивности ребёнка,но также можно использовать специальную анкету,разработанную для воспитателей (Г. П. Лавреньтьева и Т. М. Титаренко,1992г.) :
1. Временами кажется,что в него вселяется злой дух.
2. Он не может промолчать,когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло,он,обязательно,старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает,что он с удовольствием ломает игрушки,что-то разбивает,потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чём-то,что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится,когда ему кажется,что кто-то подшучивает над ним.
10. Иногда у него возникает желание сделать что-то плохое.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот.
12. Часто,не по возрасту,ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым,командовать,подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение,желание найти виноватых.
16. Легко ссорится,вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками,не уступает,не делится.
20. Уверен,что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность – 15-20 баллов.
Средняя агрессивность – 7-14 баллов.
Низкая агрессивность -1-6 баллов.
Как же выплеснуть всю скопившуюся агрессивность? Есть много способов: игры с водой,с песком,лепка из глины,игра «Камушек в ботинке».
Игра «Камушек в ботинке».
Дети сидят в кругу на коврике. Воспитатель спрашивает: «Ребята,случалось ли,что Вам в ботинок попадал камушек?».По кругу дети делятся своими впечатлениями, как это происходит:сначала камушек не очень мешает,но,постепенно нарастает боль и неудобство – нам приходиться снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он всегда маленький,а нам кажется,что там огромный булыжник с острыми,как лезвие краями.
Освободившись от камушка,боль утихает,но,наутро,сунув ногу в ботинок боль возникает более сильная – появляются обида и злость. Так маленькая проблема становится большой неприятностью. Очень важно подвести ребёнка к выводу : «Когда мы сердимся,нами это воспринимается,как маленький камушек в ботинке. Давайте договоримся:если кто-то скажет «У меня камушек в ботинке – мы все сразу поймём,что Вам что-то мешает и поговорим об этом.»
Есть ещё один действенный способ выплеснуть агрессию наружу – это смятие пластиковых стаканчиков и бутылок : и безопасно, и всегда шумно,да и вид искорёженной тары соответствует желанию ребёнка всё разрушить в гневе.
Также можно отвести на участке место для «кричалки» -это может быть что угодно:бутылка,кусок шланга,пластиковая труба – главное,чтобы малыш крикнул в неё во всю мощь.
Вот ещё способ – «Обнимашки» .Когда малыш в порыве гнева, нужно подойти к нему, крепко обнять и сказать: «Ты кричишь и ругаешься – мне это неприятно,но, я всё равно тебя люблю!». После этого предложить ребёнку вместе побегать,поиграть,порисовать.
Ребёнок сам часто не в состоянии регулировать свои эмоции. Взрослые могут научить его прежде всего справившись со своими эмоциями: если мы будем говорить ребёнку о его состоянии,о том,что с ними делать,когда они могут быть разрушительными,со временем он научиться справляться с этим. Когда мир с ребёнком установлен полезно поговорить об этом: «Когда ты себя так ведёшь,я чувствую тревогу,раздражение и мне это не нравиться. Мне бы хотелось,чтобы таких ситуаций было меньше.»Таким образом мы дадим понять,что в эти моменты происходит не только с детьми,но и нами. Он поймёт,что его любят и понимают,но его поведение может огорчать взрослого.
Уважаемые коллеги,надеюсь,что информация пригодиться в работе – спасибо за Ваше внимание! И большого терпения нам – педагогам и родителям!
Литература:
1. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать».
2. Р. Кэмпбелл «Как справляться с гневом ребёнка».
3. Е. К. Лютова,Г. Б. Монина «Агрессивные дети».