Евгения Соловьева
Консультация для родителей ДОО «Если ребенок обижается»
▼ Скачать + Заказать документы
Обиду можно понимать как болезненное переживание человеком игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению. Это переживание включено в общение и направлено на другого.
Явление обиды возникает уже в дошкольном возрасте. Маленькие дети (до 3-4-х лет) могут расстраиваться из-за отрицательной оценки взрослого, требовать внимания к себе, жаловаться на сверстников, но все формы детской обиды носят непосредственный, ситуативный характер.
Публикация «Консультация для родителей ДОО „Если ребенок обижается“» размещена в разделах
Феномен обиды во всей своей полноте начинает проявляться после 5 лет, что связано с появлением в этом возрасте потребности в признании и уважении – сначала взрослого, а потом и сверстника. Именно в этом возрасте главным предметом обиды начинает выступать сверстник, а не взрослый.
Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего Я, свою непризнанность, незамеченность. К этим ситуациям относятся следующие:
• Игнорирование партнера, недостаточное внимание с его стороны (например, ребенка не приглашают играть или не дают желанной роли) ;
• Отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке) ;
• Неуважительное отношение со стороны других (обзывательство, дразнилки);
• Успех и превосходство других, отсутствие похвалы.
Для проявления обиды характерна подчеркнутая демонстрация своей «обиженности». Обиженный всем своим поведением показывает обидчику, что он виноват и ему следует просить прощения или как-то исправиться. Он отворачивается, перестает разговаривать, демонстративно показывает свои «страдания».
Поведение детей в состоянии обиды имеет интересную особенность. С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе. С другой – дети отказываются от общения с обидчиком: молчат, отворачиваются, уходят в сторону. Такая демонстрация своих переживаний и подчеркивание вины обидчика является спецификой данного феномена.
Какие особенности взаимодействия взрослых с ребенком способствуют тому, что он начинает проявлять обидчивость.
- Когда родители подавляют, не принимают индивидуальные особенности ребенка.
Можно выделить некоторые общие природные особенности детей, склонных часто обижаться : эмоциональная чувствительность, ранимость, выраженность чувства Я. Если родители не принимают эти особенности ребенка, подавляют его потребность в безусловном принятии, то ребенок начинает реагировать на это частыми обидами.
- Когда родители не верят в способность ребенка справляться с трудностями самостоятельно. Тогда они чрезмерно опекают ребенка, не научая его встречаться с трудностями. Важно помогать узнавать ребенку «кто Я», «какой Я», учить принимать свои слабые стороны, узнавать сильные.
- Когда родители не выставляют поведению ребенка никаких границ, потакают всем его желаниям, способствуя завышению ожидания от мира, у ребенка формируется представление «Все мне должны, мир вертится вокруг меня, я самый главный».
У ребенка формируется одно представление о мире (например, «мама должна всегда мне покупать игрушки») – это ожидание основано на опыте, которые родители сами же часто и поддерживают, а потом в один прекрасный момент решают начать с этим бороться. У ребенка возникает протест в виде обиды или истерики.
Что делать родителям обидчивых детей?
- Учите ребенка озвучивать свои мысли, желания. Дайте ему понять, что вы не умеете читать его мысли.
Задача родителей – научить ребенка говорить о своих чувствах, эмоциях, желаниях.
- Постепенно и последовательно выстраивайте ограничения в поведении ребенка. Важно учитывать то, как мы реагируем в ответ на ограничения ребенка.
- Учите ребенка ставить себя на место Другого. Поэтому так важно говорить ребенку о себе, о своих переживаниях.
- Постарайтесь озвучивать ребенку разные мотивы ситуаций, по отношению к которым он обижается.
- Учите ребенка не копить обиды. Практикуйте с ребенком правило : «Ты обиду не держи, поскорее расскажи».
- Обсуждайте с ребенком разные способы обходиться с обидой.
- Придумайте сказку про обиду.
- Обязательно хвалите ребенка за хорошо рассказанное стихотворение, поделку, рисунок, участие в уборке квартиры и т. п. Однако, ни в коем случае при этом не сравнивайте его с другими детьми, чтобы не вызвать чувство соперничества.
- Постарайтесь объяснить ребенку, что оценка других людей не всегда является истиной и это не повод для обиды. У каждого человека есть своя точка зрения, он имеет на это право. И ни в коем случае не стоит из-за этого обижаться.
- Важно регулярно посвящать совместным с детьми занятиям достаточно времени.
- Помните, ребенок не должен оставаться со своими обидами «один на один». Попробуйте разговорить ребенка, предложите ему побить подушку, громко похлопать или потопать и т. п.
Необходимо, чтобы не только мама посвящала время ребенку, но и папа активно участвовал в его жизни! Если папа не будет говорить сыну, какой тот сильный и умный мальчик, а дочке – какая она красавица, то впоследствии дети могут страдать от заниженной самооценки.
Как вариант можно нарисовать свою обиду, затем порвать листок на мелкие части и выкинуть.