Светлана Радионова
Консультация для родителей «Для развития речи и мышления ребенка-играйте с ним!»
▼ Скачать + Заказать документы
Для развития речи и мышления ребенка – играйте с ним!
Общение ребенка с родителями, мамой и папой, очень важно. Общение – это и обмен эмоциями, и содержательное времяпрепровождение. Для ребенка игра с мамой или папой – радостный и комфортный способ познать окружающий мир, получить одобрение от самых близких для него людей.
Публикация «Консультация для родителей „Для развития речи и мышления ребенка-играйте с ним!“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Детство бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих его предметов, мир звуков и эмоций. И каждый малыш открывает этот мир заново, с чистого листа. Поэтому начнем с самого простого.
Знания о мире формируются постепенно, благодаря вовлечению ребенка во взаимоотношения с ним. Приучите ребенка и себя к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10 -15 минут в день. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте. При ежедневной работе по дому можно задавать ребенку вопросы и задания. Все это будет проходить в повседневной жизни и не жалейте на них времени, оно потом во много раз окупится!
Прежде всего, обратите внимание на изучение предметов и их качеств. Большой интерес у детей вызывают тематические мини-занятия:»Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Посуда» и т. д., а также игры:»Оденем куклу на прогулку», «Повар готовит обед», «Уберем квартиру к празднику» и т. д.
Вы очень скоро заметите, что благодаря такому содержательному и умному общению развитие ребенка будет происходить быстрее: малыш начнет свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал.
Быстро будет расширяться его словарный запас. Красочность речи придает использование в речи прилагательных. Если для ребенка создавать специальные речевые ситуации, то овладение прилагательными, а значит и красотой, выразительностью речи происходит заметно быстрее и, главное, интереснее. Ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут речевые ситуации по описанию предметов («Какая собачка?», «Какой автобус?») или самостоятельному придумыванию загадок о предметах (фруктах, овощах, транспорте). Ваша цель - заинтересовать ребенка говорить содержательно, образно, используя как можно больше разнообразных слов.
Прогулки в парках, в роще, поездки на дачу, за город тоже можно использовать для речевых игр и бесед с ребенком. Побуждайте ребенка максимально точно называть цвета листьев, стволов, веток, пней. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, то сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится, что они отличаются друг от друга. В естественной обстановке, на природе, вы обогатите словарь ребенка. Он начнет различать и употреблять в речи : «светло-зеленый», «темно-зеленый», «салатный», «болотный», «желто-зеленый». Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов – всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как начнет меняться внимание, сосредоточенность, мышление вашего малыша.
Найдите на полянке три цветка (листочка, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом предложите поменяться ролями.
Попросите ребенка определить характер, поведение деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – доброе с раскидистыми ветками, которые похожи на добрые руки человека другое – строгое, стройное, как солдат на посту; третье – грустное, одинокое.
Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы:»На что похож лист, облако, тень от дерева?». Отвечайте сами на, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у малышей такое непосредственное мышление и восприятие.
Очень хорошо, если вы измените игру, где больше внимания уделите сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу? (Толщиной, легкостью.) А на траву? (Цветом.) А на каплю? (Формой.)
Следующий вид упражнений – чистоговорки, скороговорки. Важно, чтобы ребенок понял, что говорить надо не только быстро, но и четко, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках.
Попросите ребенка произнести одну и туже фразу с разными интонациями (зло, нежно, вопросительно, с удивлением, со страхом, с радостью, прося, умоляя, приказывая, тихо, громко) : «Милая мамочка, ты не спишь!»; «Вы ели сегодня мороженое?»; «Скорее домой!»; ««У нас кончился хлеб»; «Мама купила (купи) шоколадку». Такие упражнения очень нравятся детям.
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Играйте с малышом, дарите ему радость общения, наполните совместное времяпрепровождение интересным и развивающим содержанием!
Литература: О. Н. Иванищина «Развитие связной речи детей».