Наталья
Консультация для родителей «Дисциплина на улице — залог безопасности!»
▼ Скачать + Заказать документы
Благополучие детей – главная задача родителей. Для того чтобы обеспечить счастливого и здорового ребенка, родителями изучается множество литературы. Но, к сожалению, очень часто забывают научить правилам поведения на дороге, что может привести к печальным последствиям. Своевременно полученные знания ребенком о правилах дорожного движения могут спасти не одну жизнь.
Почему необходимо обучать детей правилам дорожного движения?
Публикация «Консультация для родителей „Дисциплина на улице — залог безопасности!“» размещена в разделах
Пока ребенок маленький и родитель контролирует каждый его шаг, взрослому кажется, что ничего произойти не может. Однако предугадать поведение ребенка не всегда возможно, и в любой момент он может вырвать руку и убежать, когда родитель ослабил внимание. Поэтому обучать детей самым простым правилам дорожного движения необходимо начинать как можно раньше. Родитель при этом должен тоже соблюдать правила, так как дети даже в маленьком возрасте замечают поступки взрослых. Это объясняется тем, что их наблюдательность не притуплена житейскими проблемами и хлопотами, позволяя познавать этот мир.
В каждой семье соблюдение правил дорожного движения должно быть доведено до автоматизма. Для этого родителям необходимо знать, на что обратить внимание детей при обучении правилам дорожного движения.
Причины дорожно-транспортного травматизма:
Игры на проезжей части.
Ходьба по проезжей части.
Выход на проезжую часть. Очень часто дети не останавливаются перед проезжей частью, чтобы внимательно посмотреть по сторонам и проконтролировать движение машин.
Выход на проезжую часть из транспортного средства (например, автобуса). Дети не приученные искать пешеходный переход при выходе из автобуса могут попасть в дорожно-транспортное происшествие.
Несколько примеров того, как знакомить с дорожными правилами.
1. Обратите внимание на разные способы регулирования движения. Используйте для этого каждый выход на улицу. («Видишь, над перекрестком висит фонарь с разными огнями. На верху у него зажигается красный свет, внизу - зеленый, а между ними в середине - желтый. Это светофор. Он управляет движением.»).
2. Не торопитесь пройти мимо перекрестка. Задержитесь здесь и дайте ребенку понаблюдать за работой светофора. То, что кажется для вас само собой привычным, для ребенка - открытие.
3. Обратите его внимание на связь между цветами на светофоре и движением.
4. Во время перехода обратите внимание ребенка на огни светофора, на то, что вы и он пересекаете улицу лишь в то время, когда на вас глядит зеленый свет.
Дети видят дорогу по-другому!
Для наших детей дорога зачастую выглядит совершенно не так, как для нас. Ниже описаны наиболее яркие особенности психологического восприятия движущегося автомобиля детьми младшего возраста.
Детский глазомер.
Детки, достигшие примерно трехлетнего возраста, уже вполне способны отличить стоящий на месте автомобиль от движущегося. Однако дать реальную оценку опасности движущегося в их сторону автомобиля ребенок не в силу из-за своих возрастных особенностей психики. Маленькие дети не могут реально оценивать ни дальность расстояния, на котором находится автомобиль, ни его примерную скорость движения. Ну а уж про то, что у любого автомобиля существует определенный тормозной путь, ребенок и подавно знать не может. В сознании практически любого малыша настоящий автомобиль ничем не отличается от игрушечного, который можно остановить немедленно.
Избирательное детское внимание.
Возрастные особенности детской психологии таковы, что внимание ребенка исключительно избирательное. Именно из-за этого маленький ребенок не способен концентрировать свое внимание сразу на нескольких объектах дольше, чем на две – три секунды. Потом ребенок выхватывает из общей картины только один объект, на котором и концентрирует все свое внимание. Как правило, ребенок обращает внимание на тот объект, который ему интересен именно в данный момент, например, на мячик, выкатившийся на проезжую часть. Ребенок приближающейся машины просто – напросто не заметит, и, к несчастью, может приключиться беда.
Неадекватная оценка опасности.
В силу своего возраста для ребенка все большое кажется очень страшным. Реакцию ребенка, прежде всего, вызывают габариты машины, а вот на его скорость кроха не обращает абсолютно никакого внимания. Медленно движущийся грузовик ребенок расценивает как намного большую опасность, чем мчащаяся на большой скорости легковая машина. Обязательно обратите внимание на эту особенность детской психики и постоянно обращайте внимание крохи на правильные критерии оценки опасности.
Низкий рост крохи.
Еще одним противником малыша на дороге является его маленький рост. С высоты своего роста ребенок зачастую просто физически не способен оценить реальную обстановку на дороге, особенно если на обочине около пешеходного перехода припаркованы автомобили. Дорога глазами детей выглядит совсем иначе. Да и водителю заметить столь юного пешехода сложнее, особенно если речь идет о грузовых машинах.
Учимся? Играем!
Для детей проще всего познавать мир через игру. Так воспользуйтесь этой особенностью детской психологии и проиграйте с малышом все возможные ситуации, с которыми он может столкнуться на дороге. Для этого мы воспитатели советуем использовать наглядные пособия, которые очень просто сделать самостоятельно. Возьмите лист ватмана, нарисуйте на нем дорожную разметку. Автотранспорт имитируйте с помощью игрушечных моделей машинок, а роль пешеходов могут исполнить маленькие фигурки животных из наборов или шоколадных яиц с сюрпризом.
Для начала вам придется показать ребенку, и далеко не один раз, как именно необходимо вести в той или иной ситуации. Будьте терпеливы и подробно отвечайте на все вопросы вашего малыша, какими бы странными и глупыми они не казались. Потом обязательно убедитесь, что кроха усвоил полученную от вас информацию. Поменяйтесь с ним ролями – теперь пусть он объяснит вам правила безопасного поведения на дороге. Задавайте малышу уточняющие вопросы, меняйте вводные данные – ребенок должен быть теоретически готов к любой возможной ситуацией.
Экспромт – лучший ваш помощник в подобных играх. Пусть ваш малыш на вашей игрушечной дороге побудет не только пешеходом, но и водителем – разыграйте ситуацию, когда на проезжую часть вылетает мячик, либо пешеход перебегает дорогу в неположенном месте, на красный свет, не глядя по сторонам. Такая мера поможет ребенку более объективно оценить всю серьезность положения. Также предложите ребенку немного пофантазировать и попросите его рассказать вам, чтобы было в том случае, если бы правил дорожного движения не существовало, а машины и пешеходы передвигались так, как им вздумается. Например, что будет, если дети переходят дорогу в неположенном месте.
Полученную теоретическую информацию ребенок должен закрепить практическими занятиями. Причем для этого родителям не нужно покупать какие – либо дорогостоящие диски или иные учебные пособия. Самыми лучшими практическими занятиями станут пешие прогулки по самым оживленным маршрутам вашего села. Выбирайте ту дорогу, где находится большое количество пешеходных переходов и перекрестков, как регулируемых, так и нерегулируемых. Обсуждайте все увиденное и вместе принимайте решения, касающиеся переходов улиц и прочих нюансов правил дорожного движения.
Безопасное поведение детей на дороге во многом зависит именно от личного примера родителей, так давайте же не будем подвергать жизнь своего ребенка, да и свою собственную, напрасным рискам. Соблюдайте правила дорожного движения, учите ребенка следовать им, перевозите малыша только в специально предназначенном для его возрастной и весовой категории авто кресла – и у вас все обязательно получится! Безопасность и жизни вашего ребенка на 90 % зависит именно от окружающих его взрослых людей, особенно от родителей.