Папки-передвижки

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство формирования сенсорных эталонов формы младших дошкольников» (1 фото)

Нерякшева Ольга Михайловна
Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство формирования сенсорных эталонов формы младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величин и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, все это воспринимает. Но, если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период младшего дошкольного детства.

Публикация «Консультация для родителей „Дидактическая игра как средство формирования сенсорных эталонов формы младших дошкольников“» размещена в разделах

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами.

Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Одним из самых сложных для познания является такой признак, как форма предмета. Чтобы его определить, надо познать эталоны формы. Исходным содержанием понятия о форме являются реальные предметы окружающей действительности. Форма - основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого. Человечеством создана система эталонов для обозначения форм конкретных предметов. Это система геометрических фигур. Группировка геометрических фигур может быть представлена следующим образом: плоские и объемные, имеющие углы и не имеющие их, т. е. округлые, различающиеся по внешним признакам.

Таким образом, геометрические фигуры выступают образцами, эталонами формы реальных предметов или их частей. С помощью геометрических фигур проводится анализ окружающего мира, удовлетворяется потребность в том, чтобы разобраться в многообразии форм, в том, «что на что похоже». В результате происходит уподобление одного предмета другому по форме и т. д.

В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Дидактическая игра приобретает всё большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё используется недостаточно. Между тем, наряду сиспользованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребёнка. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и детских учреждениях.

Дидактические игры необходимы для развития познавательных процессов (воображения, памяти и т. д.). Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать детей посредством активной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Серия дидактических игр для развития представлений о форме.

Дидактическая игра «Посади на свою скамеечку»

Цель: учить детей группировать предметы по форме, упражнять в их назывании.

Материал: Геометрические фигуры и скамеечки из картона (на столе).

Содержание:

Воспитатель: Дети, пока мы с вами украшали группу, кто-то тут у нас расшумелся. Давайте подойдем поближе и посмотрим, что здесь происходит. А-а, мне все стало понятно. Это геометрические фигурки вышли на прогулку, бегают, прыгают, резвятся. Кажется они уже устали, давайте мы им предложим отдохнуть на скамеечках. Треугольники посадим на эту скамеечку, кружочки – на другую скамеечку, квадраты – на третью. А теперь каждый возьмет по фигурке и «посадит» на ту скамеечку, на которой сидят точно такие же геометрические фигуры.

Дидактическая игра «На что похожа эта фигура»

Цель: учить детей группировать предметы по форме.

Материал: Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Содержание:

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т. д.).

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство формирования сенсорных эталонов формы младших дошкольников»
Публикации по теме:

Дидактическая игра «Бабочки на лужайке»Дидактическая игра «Бабочки на лужайке» Цель:Учить детей группировать однородные предметы по цвету, размеру. Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к воспритию окружающего.

Значение сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей, а формированию полноценного восприятия окружающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство формирования сенсорных эталонов формы младших дошкольников»
Опубликовано: 26 августа 2014 в 08:58
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство формирования сенсорных эталонов формы младших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Нерякшева Ольга Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД