Горбунова Виктория
Дидактическая игра как эффективное средство развития речевой активности в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра представляет собой, сложное явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактические игры развивают речь ребенка : обогащается и активизируется словарь, формируется правильное произношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр выполняют функцию чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы.
Публикация «Дидактическая игра как эффективное средство развития речевой активности в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Дидактическая игра — это целенаправленная учебная деятельность, когда дети объединены общей задачей.
Для обучения детей и созданы дидактические игры. Главная особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, и одновременно осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Все дидактические игры содержат познавательную и воспитательную составляющую, игровые действия.
Все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками, настольно-печатные и словесные игры.
При подборе игр перед детьми ставятся разные задачи легкие или, наоборот, трудные. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.
Вводят новые игры постепенно. Они должны быть доступны детям и требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный, развитие речи (обогащение словаря, развитие связной речи, мышления).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок. Правила помогают развивать у детей способности управлять своим поведением (особенно в младшем дошкольном возрасте).
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым начать играть, чтобы с него началась игра, но желание играть и играть в коллективе детей постепенно организует их т. е. учит соблюдать правила игры.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выполнить роль волка, покупателя, продавца.
Внимание малыша этого возраста пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается. Задачи дидактической игры требуют от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Поэтому для маленьких детей возникают трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т. е. использование дидактической игры, повышающей интерес ребенка к знаниям, и прежде всего, дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.
Для детей младшего дошкольного возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, нужно подбирать такой дидактический материал (игрушки, который все дети могли бы обследовать и активно с ним действовать.
При проведении дидактической игры с ребенком взрослый объясняет правила игры.
При этом его речь должна быть яркой, образной и в то же время спокойной. Большое внимание следует уделить своим жестам. Ребенок очень чутко реагирует на выражение лица, мимику, улыбку.
Роль дидактических игр :
— являются средством воспитания, с их помощью взрослый воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение вообще;
— выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, о людях разных профессий, представления о труде взрослых;
— развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;
— развивают речь детей : расширяется и активизируется словарь, развивается связная речь, умение правильно говорить;
— воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;
— развивают эстетический вкус;
— способствуют физическому развитию : вызывают положительный эмоциональный подъем, развивается и укрепляется мелкая моторика рук.
Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей.
Игра с картинками
Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам.
Для этой игры вам понадобятся картины или книжные иллюстрации. Пейзажи здесь не подойдут. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам.
Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано.
С детьми 3-4 лет загадывайте предметы целиком (зайчик, мяч, облако)
Примеры вопросов, которые должны использовать дети 3-4 лет:
Пример: Иллюстрация к стихотворению А. Барто “Наша Таня”. Загадана лягушка в речке.
— Это находится вверху картины? Внизу?
— Это живое или неживое?
— Какого цвета?
Найди детеныша для мамы
ХОД: Взрослый обращает внимание ребенка на машину, которая привезла гостей, и рассказывает. Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу».
Взрослый предлагает ребенку взять из кузова машины кошку (найди её среди других «мам», вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныш кошкой.