Коровкина Анна
Консультация для родителей «Детские ошибки поправлять или не обращать внимания»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТСКИЕ ОШИБКИ
поправлять или не обращать внимания?
Иногда родители задаются вопросом : как реагировать на сказанные ребенком яркие
и вместительные, но грамматически неправильно оформленные слова и выражения?
Последовательность появления ошибок дает возможность определить динамику
развития речи дошкольника.
1. Одной из типичных ошибок считается замена уже освоенного звука другим. Так,
усвоив правильное произношение шипящего звука [ш], ребенок начинает заменять им
свистящий звук [с] : «шани» вместо «сани».
Публикация «Консультация для родителей „Детские ошибки поправлять или не обращать внимания“» размещена в разделах
В таком случае нужно исправлять некорректное произношение звуков ребенком.
Чем раньше слово, употребляемое в неправильной форме, попадает в лексикон
дошкольника, тем сложнее в дальнейшем корректируется произнесение искаженной
формы. Дети с завидным постоянством повторяют искаженное ими слово. В случае,
когда неверное произношение ребенком звука имеет стойкий характер и не поддается
коррекции, нужно обратиться за помощью к логопеду.
2. Следующей, часто встречающейся ошибкой являются слова, придуманные
детьми, но не употребляемые в речи взрослых. Родители обычно радуются
словотворчеству ребенка, однако нельзя хвалить детей за придуманные ими слова.
Таким образом неправильное слово закрепится в лексиконе. Следует незамедлительно
исправлять ребенка: «Так не говорят, ты перепутал. Нужно сказать …». И затем
попросить ребенка повторить его вслед за вами.
3. Распространенной ошибкой считается построение глагольных форм по образцу
одной, более легкой для ребенка формы. Например, дошкольник говорит: «Вставаю»,
вместо «Встаю», то есть он употребляет одну стандартную форму глагола.
Исследователями речи детей было отмечено, что дошкольник, усвоив какую-либо одну
форму языкового значения, начинает распространять ее на другие.
:
4. Другой тип ошибок связан с изменением существительных по падежам.
Падежные окончания образуются дошкольниками по усвоенным ими образцам. К
примеру: «Возьмем все стулы и сделаем поезд», - предлагает четырехлетний Женя
своему приятелю. «Нет, - возражает тот, - здесь мало стулов».
5. Неточности прослеживаются как в окончаниях существительных, так и при
использовании сравнительной степени имен прилагательных. У детей отмечается
бедный атрибутивный словарь – прилагательные составляют около четырех процентов
от других частей речи. Прилагательные сложны для непосредственного восприятия
ребенком, потому что их использование подразумевает хорошее знакомство с
предметом. Дошкольник употребляет в своей речи малое количество прилагательных, с
которыми его знакомят родители в повседневной жизни либо во время игры (например,
«страшный», «умный», «злой», «добрый»). А чтобы пополнить лексикон
прилагательными, нужно способствовать развитию интереса ребенка к качествам и
свойствам предметов (маленький, большой, гладкий, шершавый и т. д.) и людей
(сильный, слабый, вежливый и т. д.).
Родителям следует быть внимательным к речи ребенка и корректировать ошибки,
но делать это тактично. Ни в коем случае нельзя смеяться, поскольку таким
поведением вы можете обидеть ребенка, спровоцировав потерю доверия к вам, и вовсе
он может замолчать на какое-то время.
Желаю удачи!