Ольга Быстровская
Консультация для родителей «Дети и математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МК ДОУ №7 «Ромашка» г. Комсомольск
Ивановская обл.
Быстровская О. Ю.
«Математика. Когда необходимо начинать учить ребёнка счёту?»
Математика. Арифметика. Мы привыкли к этим названиям школьных предметов. Но в дошкольном учреждении есть не менее увлекательное занятие, и называется оно формирование элементарных математических представлений. Именно детский сад закладывает фундамент знаний и развивает математические способности у детей дошкольного возраста. Математика это не только счёт, но и множество компонентов, которые в дальнейшем помогут ребёнку справляться с тангенсами и котангенсами.
Публикация «Консультация для родителей „Дети и математика“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Обучающая программа по ФЭМП включает в себя следующие параметры:
- количество и счёт;
- счёт с участием различных анализаторов;
- упражнения в запоминании чисел;
- счёт групп предметов;
- деление целого на части;
- состав числа из единиц;
- порядковый счёт;
- закрепление знаний о взаимообратных отношениях между числами;
- состав числа из двух чисел, меньших этого числа;
- решение задач;
- формулировка арифметических действий;
- измерения;
- форма;
- ориентировка в пространстве;
- ориентировка во времени.
Я хочу остановиться подробнее на одном из пунктов обучения детей – счёте. Какой бывает счёт и когда необходимо начинать учить ребёнка счёту? Мнения родителей по этому вопросу расходятся. Одни считают, что можно не учить считать детей до самой школы. Мотивируют они это тем, что лучше дождаться первого класса и к этому времени ребёнок станет старше, способнее к обучению, да и учитель сможет объяснить материал лучше. Так думают не все родители. Другие считают, что учить ребёнка считать необходимо в годик. Ведь малыш как губка впитывает всю новую информацию и вполне способен научиться цифрам и арифметике.
На самом деле, в обучении ребёнка нужно придерживаться золотой середины и учитывать возрастные особенности детей. Заставлять годовалого малыша умножать двузначные числа не стоит, но и тянуть до школы точно нельзя. Оптимальный возраст, в котором можно начинать ребёнка учить считать это 2 – 3 года. Программой детского сада предусмотрены все возрастные особенности детей и составлен чёткий план занятий по формированию элементарных математических представлений в каждой возрастной группе. Материал преподаётся от простого к сложному и по принципу усложнения материала при усвоении предыдущих знаний.
Мозг человека, как и любая мышца, нуждается в постоянной тренировке. Представьте, что вы вместо ходьбы всё время передвигаетесь на автомобиле, то через некоторое время простая прогулка покажется сложной, а мышцы ног просто напросто заболят. То же самое с умственными действиями – чтение или счёт. Простой пример пять плюс два вы сосчитаете легко, а без постоянной тренировки ума сложный пример не сосчитаете вовсе. В спортзале мы нагрузку наращиваем постепенно, в обучении счёту ребёнка действует то же правило. Сначала он узнаёт цифры, запоминает их графическое изображение и то, как они называются. Затем учится базовым операциям (сложение, вычитание). Дальше добавляется сравнение чисел и знакомство с арифметическими знаками (больше, меньше, равно). Затем решение несложных задач и составление задач. Во время всех этих математических действий основу составляет счёт. В математике всё взаимосвязано. Поэтому, важно, чтобы ребёнок в раннем возрасте научился считать. Ведь если он будет уметь правильно складывать или вычитать цифры, то в дальнейшем будет понимать более сложный материал.
Интерес к математике и умение считать – это не врождённое качество. Да, у детей могут быть математические задатки, но их необходимо развивать и закреплять. Если интеллектуальные способности не развивать с детства, то ребёнок никогда не будет интересоваться цифрами в старшем возрасте. Так что, чем раньше вы обучите ребёнка сложению и вычитанию, тем больший интерес к математике у него может возникнуть. Кто знает, вдруг у вашего ребёнка проявится интерес к числам и он в дальнейшем будет отличником по этому предмету в школе, будет участвовать в олимпиадах, или даже свяжет свою жизнь с математикой.
Кстати, математика есть практически везде. Финансы, 1Т, программирование, маркетинг – это лишь малый список сфер, где оперируют числами. Поэтому любители математики могут стать отличными специалистами не только в науке.
Чем быстрее ребёнок научится считать, тем лучше он сможет учиться в школе. Счёт в уме важная составляющая всех математических действий. Но в дошкольном возрасте восприятие ребёнка наглядное, наглядно-тактильное. Ребёнок должен всё видеть и трогать. Счёт с применением счётных палочек делает процесс понятнее и осознаннее. Ведь механический счёт не даёт ребёнку понимания математический действий. Только отлично усвоив состав числа, такие действия как сложение и вычитание покажутся лёгкими, и счёт в уме будет быстрым и правильным. Например, зная, что пять это один и четыре, два и три, три и два, четыре и один, пять и ноль ребёнок с лёгкостью решит примеры один плюс четыре, пять минус ноль и т. д. В подготовительной к школе группе дети умеют считать до двадцати и проводить сложение и вычитание в пределах пятнадцати. Без обучения счёту и базовым математическим операциям ребёнку будет сложно двигаться дальше в изучении более сложных арифметических действий (умножения и деления).
Математика это не только умение отлично считать, но и возможность влиять на свою самооценку. Так или иначе, мы все сравниваем себя с другими. Особенно это касается детей. Ребёнок переживает, если он делает что - то хуже других, не успевает во время работы в прописях и рабочей тетради. Ребёнок расстраивается, если он не умеет складывать цифры или вычитать их, а его сверстники с лёгкостью решают задачи.
Как результат ребёнок может замкнуться в себе и приобрести комплексы. Всего этого можно избежать, если вовремя начать учить ребёнка счёту. Если обучение ребёнка даётся сложнее, чем остальным позаниматься необходимо индивидуально. Воспитатель ведёт журнал среза знаний детей и планирует индивидуальные занятия. На индивидуальном занятии ребёнок более раскрепощён, не стесняется, даже если ошибается с ответом, так как нет оценки сверстников. После таких занятий ребёнок чувствует себя увереннее. Ещё одним аргументом раннего обучения детей арифметике является быстрота подсчётов. Чем раньше дети начинают учиться считать, тем лучше они ориентируются в начальных этапах обучении математики.