Екатерина Курникова
Консультация для родителей «Дети и детские вопросы»
▼ Скачать + Заказать документы
Что лежит в основе детских вопросов?
Потребность в познании мира
Вопросы ребенка – это один из инструментов познания мира. Поскольку мир очень противоречив и информация поступает самая разнообразная, ребенку необходимы многочисленные уточнения. Задавая вопрос снова и снова, ребенок убеждается: да, я все понял правильно, и этот кусочек мира я уже знаю.
Потребность в общении и внимании
Публикация «Консультация для родителей „Дети и детские вопросы“» размещена в разделах
Родители являются главными авторитетами для ребенка. Дети верят, что мама и папа знает все о мире. Ритуал «спрошу у мамы» – это своеобразная просьба подтвердить, что вы любите малыша, что он дорог вам.
Страх явлений и событий окружающего мира
Вопросы могут «вырастать» из страхов, неизвестность пугает. Отвечая на вопросы малыша, мы снимаем элемент неизвестности и помогаем избавиться от страха.
Как взрослый отвечает на вопросы?
«Ответ-пустышка»
Например: «Подрастешь – узнаешь», «потому что».
Такие ответы экономят наше время, но не несут никакой информации, более того, транслируют, что заданный вопрос глуп и не заслуживает достойного ответа.
«Научный ответ»
Например: «Почему небо голубое? Когда свет солнца проникает сквозь атмосферу, газы в воздухе разлагают белый свет на спектр…».
Отвечая таким образом трехлетнему малышу, мы даем правдивый и познавательный ответ, однако недоступный для его понимания.
«Сказочный ответ»
Например: «Трава зеленая, потому что один волшебный художник раскрасил ее своей кисточкой в зеленый цвет».
Сказочные ответы не соответствуют действительности, с которой рано или поздно ребенок столкнется, и придется объяснять причины такой выдумки.
«Ответ с вариантами»
Поскольку мир очень разнообразен, на многие вопросы нет однозначного ответа. Предлагая несколько вариантов ответа, мы расширяем кругозор и поощряем к размышлению. Однако ответы не должны быть излишне подробны. Ответ с вариантами особенно хорош, когда мы имеем свое аргументированное мнение.
«Ответ-вопрос».
Всегда отвечать вопросом на вопрос не получится, поскольку это довольно сложный вариант и у ребенка может просто не быть нужных знаний. Однако поразмышлять вместе над вопросом может быть очень полезно, таким образом мы развиваем логику и речевые навыки ребенка.
Правила ответов на детские вопросы
Отвечайте кратко. Ребенку не нужно знать больше, чем он спросил. Слишком подробные ответы или попытки предугадать вопросы губительны для детской любознательности.
Отвечайте правдиво, адаптируя ответ к возрасту ребенка.
Отвечайте серьезно. Избегайте насмешек, если хотите, чтобы и дальше ребенок обращался к вам с вопросами.
Старайтесь понять, что именно стоит за вопросом.
Как уже было сказано ранее, вопрос – это не всегда потребность в знаниях. Иногда это просьба о внимании или сигнал о страхе.
Если вопрос поставил вас в тупик, можно сказать: «Вот это да. Я сам (а) не знаю, почему так бывает. Давай вместе посмотрим, что написано об этом в книге».
Как с помощью вопросов развивать ребенка?
«Череда вопросов»
Эта игра может длиться бесконечно. Начните с любого вопроса, например: «Откуда берется вода в озере?». Ответ может быть таким: «Когда идет дождь, в озере накапливается вода». Следующий вопрос от вас может быть : «Почему идет дождь?».
«Каким бывает?»
Эта игра рассчитана на развитие логики малышей и умение сопоставлять предметы друг другу по их размеру, ширине и длине. Игра может начаться с любого вопроса, к примеру: «Каким бывает дом?». Ребенок отвечает: большим, красивым, белым, многоэтажным. Потом можно попросить сравнить по размеру дом и гору. Малыш представит себе высоту дома и горы. Гора окажется выше. Он учится сравнивать.
«Превращение»
Скажите малышу, что он может перевоплотиться в какую-нибудь вещь, какую он хочет. Попросите его рассказать, что он чувствует после превращения. Спросите, как живет эта вещь, о чем она думает и что ее беспокоит. Пусть расскажет о ее мыслях, о прошлом и будущем.