Анна Александровна Калёнова
Консультация для родителей на тему «Роль изобразительной деятельности в развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
и В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с удивлением и радостью открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем разнообразнее и полнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее естествнные и близкие для дошкольника виды деятельности - игра, общение со сверстниками и взрослыми, детский труд, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность - занимают особое место. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребёнком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Роль изобразительной деятельности в развитии детей“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Будущее маленького человека закладывается в дошкольном возрасте, в детском саду. Как вы думаете, зачем нужны ребнку занятия по изобразительной деятельности? Как известно, не каждый в будущем становится дизайнером или художником?
Попробуем привести несколько аргументов в пользу ИЗО деятельности.
Изобразительная деятельность – любимое детское занятие. Процесс создания поделки, рисунка, коллажа приближается у малышей к игре - вначале они просто получают удовольствие от своих действий с изобразительными материалами. Но со временем ребёнок начинает вкладывать в работу конкретное содержание; дошкольник начинает создавать образы, отражающие его отношение к действительности. След на бумаге приобретает для него зрительное значение, а это положительно влияет на дальнейшее развитие в изодеятельности. Ведь теперь ребёнок способен в рисунке создавать образы, отражающие его отношение к окружающей действительности.
В процесс создания изображения включаются все сферы деятельности ребенка :
- Общение (развитие речи, умение налаживать контакт со взрослым и со сверстником);
- Воспитание (взаимопомощь, умение делиться, умение понять и оценить работу другого ребёнка);
- Ознакомление с окружающим (строение объектов и предметов, выделение существенных свойств);
- Формирование элементарных математических представлений (размер, цвет, форма, пространственное расположение, ориентация на плоскости и на себе, счет, деление на равные части);
- Трудовое воспитание (работы детей часто используются в играх детей, для украшения интерьера кабинета).
Занятия рисованием дают терапевтический эффект:
- Успокоение ребёнка;
- Раскрытие его внутреннего мира;
- Развитие мелкой мускулатуры кисти;
- Координация межполушарного взаимодействия, то есть левой и правой руки (правое полушарие - конкретно-образное мышление; левое - абстрактно-логическое);
- Координация глаза и руки;
- Подготовка руки к письму.
На занятиях развиваются предпосылки учебной деятельности :
- Формирование умений планирования последовательности выполнения;
- Осуществление контроля на различных этапах работы;
- Развитие волевых качеств : настойчивости, усидчивость, терпение;
- Развитие психических процессов, для того чтобы ребёнку что-либо изобразить нужно, задействовать все психические процессы -восприятие (сенсорные эталоны);
- Память (процессы запоминание, припоминание, воспроизведение);
- Мышление (изо – один из видов аналитико-синтетической деятельности);
- Речь (мелкие движения кисти помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способны улучшить произношение звуков (заменяют пальчиковые игры).
Доказано, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга, которые тесно взаимосвязаны с речевыми зонами => есть все основания считать кисть руки – как орган речи, воображение и внимание.
Думаю, достаточно аргументов, для того, чтобы оценить значимость изобразительной деятельности в жизни ребёнка. Можно много говорить о том, что занятия изодеятельностью - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей, развивает их мелкую моторику, познавательные психические процессы.
Основной задачей изобразительной деятельности является развитие в ребенке внутренней свободы творчества. На наших занятиях ребятишки знакомятся с основами рисунка, свойствами цвета, линий и объема, узнают особенности различных изобразительных приемов.
Дети создают рисунки с использованием самых разнообразных современных материалов (мозаика, гуашь и акварельные краски, соленое тесто, пластилин, а также другие моделирующие и декоративные материалы, используют нетрадиционные методы рисования). Овладение различными изобразительными приемами предоставляет ребёнку максимальный выбор средств для самовыражения.
Погружение в творческую деятельность является для дошкольника прекрасной почвой для благополучного эмоционального развития. Творчество даёт ребёнку конструктивные средства эмоциональной разрядки, которые помогают ему расслабиться, избавиться от тревожности и страхов, справиться с различными эмоциями, обстоятельствами и с самим собой.
Наша цель заключается не только научить ребёнка художественным приёмам. Не менее важно, чтобы изобразительная деятельность стала для дошкольника доступным средством выражения того, что его взволновало. Рисование, как и игра, помогает ребёнку осознать своё место в мире, познать окружающую действительность, свои впечатления и отношение к окружающим.
Желаем творческих успехов Вам и Вашему ребёнку!