Елена Рыбалкина
Консультация для родителей «Для чего детям творческое развитие?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое творческое развитие ребенка? А что такое гармоничное развитие личности через творчество? А что такое вообще творчество? И какую роль оно занимает в жизни маленького человека?
Вопросов много и задавать их можно бесконечно. И так хочется найти на них правильные ответы!
Педагоги очень часто сталкиваются с ситуацией: все дети находят себе занятие по душе – кто рисует, кто лепит, кто-то поет, а один сидит грустный.
Спрашиваешь: «а почему ты ничем не занимаешься?».
Публикация «Консультация для родителей „Для чего детям творческое развитие?“» размещена в разделах
«А я не умею» - отвечает ребенок. Начинаешь с ним беседовать о том, что он любит, чем бы он хотел заняться, кого бы он нарисовал, если бы умел? Невольно малыш втягивается в процесс, появляются первые неуверенные эмоции, движения карандашом или кисточкой, или же движения ног под музыку и т. д. Появляется рисунок, танец, песня… Зарождается творческий огонек в глазах, появляется уверенность, на рисунке бабочка оживает, взмахивает крыльями и… полетела! Но для того, чтобы разбудить это творческое начало иногда требуется немало времени и усилий, чтобы найти подход – ведь каждый ребенок – это совершенно индивидуальное создание, попробуй- ка его разгадать!
Я уверена каждый из вас сталкивался с подобной ситуацией, когда ребенок говорит «я не умею». Что стоит за этими словами? Страх, неуверенность, осторожность?
Приобретая эти качества с детства, мы не так просто освобождаемся от них в нашей взрослой жизни. Именно эта неуверенность в своих возможностях или способностях, страх перед оценкой взрослых или сверстников, мешает нам совершать свои самые важные шаги в жизни.
И если каждый из нас, чуть – чуть вернется мысленно в свое прошлое, обязательно вспомним ситуацию, где неуверенность или страх повлияли на принятие важных решений.
И что делать? Как нам, взрослым помочь детям расти свободными, творчески развитыми и разносторонне образованными?
Есть, конечно, и другая крайность, когда ребенок не умеет владеть собой, своими эмоциями, своими действиями, постоянно находится в расторможенном состоянии. Берется за все, но ничего не доводит до конца, бросает и снова начинает другую деятельность. Я думаю, эта ситуация тоже многим знакома. И как же все уравновесить, приучить вдумчиво и взвешенно заниматься тем или иным делом?
Мы уверены, что здесь очень помогут занятия творчеством. Дети должны иметь как можно больше возможностей попробовать себя в различных видах творчества : и рисование, и лепка, хореография, пение и т. д. Занятие творчеством для ребенка важно так же, как дышать. Любой вид творческой деятельности не только развивает всесторонне, но и приучает к дисциплине, воспитывает у ребенка уважение к окружающим, приучает к взаимодействию в коллективе, расширяет его кругозор и т. д.
Во время занятий творчеством идет активное развитие и становление всех психических процессов, важнейшие из которых – восприятие, мышление внимание, память. И одно из главных качеств – это эмоциональное развитие.
Именно творческие занятия учат ребенка понимать свое эмоциональное состояние, а также окружающих его детей и взрослых и выражать его посредством рисунка, движения, голоса. Ученые доказали, что в формировании эмоционального мира человека большую роль играют генетические предпосылки, окружающая среда, и самое главное – это возможность развиваться творчески.
В момент, когда ребенок творит или рассказывает о своем «творчестве» - возникают новые невидимые ощущения, они как нити связывают ребенка и взрослого, вас и ваших детей. Не с этого ли начинается настоящее взаимопонимание и будущее «роскошное», искреннее общение с детьми? У ребенка и взрослого могут возникнуть самые доверительные, любимые темы для творчества и общения. Каждая такая тема – яркий целостный образ, но он очень хрупкий, так важно не разрушить, поддержать творческое желание, стремление маленького человека.
Ребенок счастлив, когда он занят творчеством, да если еще и взрослые рядом. Да если еще и для взрослого его творчество такое же серьезное дело, как и для него! Так не нужно лишать ребенка счастья, он должен иметь возможность «ТВОРИТЬ» с самого раннего возраста, как только он об этом попросит. А попросит обязательно, если увидит, что мама, папа или другие близкие пишут, рисуют, лепят, поют, читают не только с целью научить малыша, но и для собственного удовольствия.
Так что же такое творчество? Это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, ранее не существовавшие предметы.
И в заключение позвольте дать вам небольшие советы:
- Нет ребенка, у которого не было бы любимого занятия. Найдите его.
- Ребенку важно, чтобы его успех был замечен.
-Поощряйте самостоятельность суждений, активность, учитывайте личностные качества детей.
- Старайтесь воздействовать на ребенка советом, просьбой побуждением к действию.
- Не сравнивайте ребенка с другими, а только с самим собой.
- Умейте занять позицию ребенка, встать на его место.
- Умейте слушать и слышать ребенка.
- Уважайте ребенка, подходите к нему с положительным прогнозом.
- Не забывайте своих обещаний, как в наказании, так и в поощрении.
- Рассматривайте ребенка как равноправного партнера в общении, т. к. вы от него можете узнать много интересного.
Хочется еще сказать об одном важном моменте: старайтесь чаще посещать вместе с детьми спектакли, балет, концерты мастеров, художественные выставки. Не ищите причину не посетить, а обязательно ищите возможность посетить то или иное мероприятие. Понятно, что многое упирается в финансовые возможности, но Вы должны дать возможность ребенку прикоснуться к большому и настоящему творчеству, пережить яркие эмоции которые у него останутся на всю жизнь – вспомните себя, когда вы впервые попали в театр, сколько впечатлений и разговоров! А если вы в детстве не попали в театр, то с каким чувством разочарования вы слушали рассказы своих знакомых детей. И еще, сейчас вы должны помнить о том, что каждый вложенный рубль в развитие своего ребенка, может вернуться сторицей, вдруг, ваш ребенок окажется вторым Растроповичем или Плисецкой, а может быть Табаковым или Ломоносовым? Да, это долгосрочные вложения, но примеры из жизни известных людей показывают, что только огромная любовь и поддержка родителей может вырастить большой талант.
Дошкольное детство, детский сад дает безграничные возможности для Вас и Ваших детей, попробовать все, участвовать везде, искать - что же увлечет Ваше чадо, к чему он склонен и способен. Больше никогда в вашей общей жизни с детьми не будет такого простора для поиска творческого начала, потому что потом начнутся очень серьезные обязательства и задачи, решение которых будет отнимать почти все Ваше время.
Я предлагаю нам объединить наши усилия на благо НАШИХ детей.