Малова Евгения Викторовна
Консультация для родителей «Что такое системный оператор»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое системный оператор
Системный оператор (СО) это один из методов ТРИЗ.
Основной целью ТРИЗ является развитие системного мышления и творческого воображения. Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве.
Регулярное использование приема СО формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г. С. Альтшуллер) .
Системное мышление направлено на видение целого, а не его частей; связей между вещами, а не самих вещей; на выявление закономерностей изменения, а не определённых мгновенных состояний.
Публикация «Консультация для родителей „Что такое системный оператор“» размещена в разделах
Для того чтобы дошкольник научился видеть объект во времени и пространстве, научился видеть связи объекта окружающим миром, необходимо использовать наглядность –это самый воспринимаемый, и логически ясный способ донести до дошкольника информацию.
Для этого используется таблица, разработанная советским изобретателем и автором ТРИЗ Генрихом Альтшуллером, которая и называется системный оператор.
Как же работает системный оператор?
По сути, системный оператор – это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нём заложены такие критерии анализа, как:
• Система – это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать (любой предмет, живое существо, природное или общественное явление).
• Подсистема – это то, что входит в систему (её составляющие части).
• Надсистема – это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.
• Прошлое – это то, чем или кем был объект раньше, какими свойствами, возможностями, задачами он обладал.
• Настоящее – это то, что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?
• Будущее – это то, что произойдёт с объектом через некоторое время. Через какое именно? Почему
На первом этапе обучения используются «урезанные варианты»: вертикальная трехэкранка, пятиэкранка, горизонтальная трехэкранка.
Работать начинаем с развития умения определять объект в пространстве (горизонтальная трехэкранка):
• что есть сейчас, какими свойствами обладает;
• что было с объектом в прошлом, какими свойствами обладал;
• что будет с объектом в будущем, как измениться объект, какие свойства приобретет.
Т. е, по горизонтали отражается изменения системы при переходе из прошлого в настоящее и будущее.
Вертикальная трёхэкранка позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом.
Начиная со старшего дошкольного возраста идёт знакомство с пяти экранным «системным оператором».
Далее начинается работа с полной версией «системного оператора» – девятью экранами. Рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (природное явление, транспорт, одежда, выясняют историю возникновения. Детям представляется возможность представить объект в будущем. В данном возрасте дети учатся соблюдать правильную последовательность.
Для успешного запоминания «девятиэкранника» можно использовать стихотворение М. С. Гафутулина «Что-то»:
Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)
Это что для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)
Это что-то из ЧЕГО-ТО… (подсистема объекта)
Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)
ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)
ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)
ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри.
Таким образом, использование метода ТРИЗ «системный оператор» в работе с дошкольниками способствует:
• формированию у детей системного представления об окружающем мире;
• развитию у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
• обогащению словаря, развитию творческой способности. Регулярное использование приёма «системный оператор» формирует у детей навыки системного анализа, системное многоэкранное мышление.