Екатерина Филипова
Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать?»
▼ Скачать + Заказать документы
О мелкой моторике слышали, пожалуй, все мамы. Но что, вообще, такое мелкая моторика и почему ее развитие так важно для ребенка, ответить смогут далеко не все.
Публикация «Консультация для родителей „Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать?“» размещена в разделах
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.
Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
Рука ребенка в младшем дошкольном возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития.
В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).
Следствием слабого развития общей моторики и, в частности, руки - является общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемам с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто дети отказываются от лепки и аппликации, т. к. не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Тренировку пальцев рук следует начинать как можно раньше, т. е. с рождения.
• Сначала делают легкий массаж ладошек и пальчиков, в виде поглаживания.
• Затем легкого растирания и массирования.
• Позже малыша учат держать предметы.
• Развивают хватательный рефлекс, в этот момент полезно предлагать малышу колючие мячики, ребристые и другие неровные или с различной поверхностью игрушки, материалы.
Мелкую моторику рук развивают различные игры :
Игры с конструктором, мозаикой, вкладышами – развивают, мелкую моторику, мышление, произвольное внимание, речь. Обратите внимание, что детали конструктора и мозаики для малышей должны быть достаточно крупными. Вначале дети выполняют простые постройки, затем задания усложняются.
Пальчиковые игры– способствуют развитию кистей и пальцев рук, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, стимулируют умственную деятельность ребенка, учат улавливать ритм речи и понимать содержание потешек.
Здесь уместно использовать пальчиковый театр, игры ходилки.
Игры с кнопками, пуговицами, прищепками, шнуровки, различные моталочки – способствуют развитию мелкой моторики, мышления, ловкости рук. При этом необязательно покупать дорогостоящие игрушки. Можно, например, взять кофточку на пуговицах или кнопках и пусть малыш тренируется расстёгивать и застегивать. Дайте ребенку ботинок, чтобы научиться просовывать шнурок в дырочку. Можно разматывать и сматывать в клубочек обыкновенные вязальные нитки. Вначале движения будут неумелые, нескоординированные, но с каждым разом у малыша выполнение действий будет более уверенным.
Игры с песком, водой, крупой – развивают мелкую моторику рук, мышление, фантазию. Можно искать в крупе небольшие игрушки, рисовать пальчиком на манке. Сейчас в магазинах продается кинетический песок. Дети с удовольствием насыпают его в формочки и делают куличики.
Главное – следите, чтобы малыш не пытался тащить мелкие предметы в рот, это может быть опасно!
Лепка и изо деятельность – все виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, развивают зрительный контроль за движением руки. Предлагайте ребенку рисовать ладошками, пальчиками, различными штампами, кистью, ватными палочками. Все это развивает не только мелкую моторику рук, но и учит ребенка ориентироваться на пространстве листа.
Лепка — это очень хороший способ развивать пальчики вашего малыша, а также воображение и мышление. При знакомстве с пластилином многие малыши с трудом могут отщипнуть небольшой кусочек от большого куска пластилина.
Не отказывайтесь от пластилина из-за того, что ребенок может испортить ковер и другие предметы мебели. Развитие ребенка гораздо важнее и дороже.
Нужно давать ребенку рвать бумагу, мять ее.
В процессе умывания, дайте ребенку кусочек мыло. Ребенку очень непросто удержать скользкий кусочек в руках. Здесь также уместно будет проговаривать потешки, например, «Водичка-водичка…», тем самым запускать речь.
Все занятия с ребенком должны проходить в игровой форме, не быть навязчивыми и требовательными.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо регулярно заниматься с ребенком и обязательно все выполнять под контролем родителей. Не забывайте разговаривать с ребенком во время занятий, хвалите его.
Развитие мелкой моторики, это процесс постоянный, не стоит ограждать ребенка от помощи по дому – будет очень полезно собрать игрушки, протереть полку тряпкой или подмести пол.
Пусть это будет неумело и тем самым малыш не особо то и поможет вам навести порядок, но для его развития это будет очень полезно!
Привлекайте малыша, когда что-то печёте, работа с тестом – прекрасная возможность познакомиться с чем-то новым, слепить пирожок или фигурку, или даже просто помять кусочек теста принесет пользу вашему малышу.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.