МААМ-картинки

Консультация для родителей «Целенаправленный воспитательный процесс, его суть и функции»

Алексей Медведев
Консультация для родителей «Целенаправленный воспитательный процесс, его суть и функции»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное воспитание и обучение играет решающую роль в развитии детской личности – об этом говорит педагогика и возрастная психология. Общеизвестно, что благоприятные условия окружающей среды способствуют личностному развитию ребенка, а вот нехватка общения со взрослыми и сверстниками, недостаток активности и положительных впечатлений останавливает ребенка на пути развития его личности. Поэтому всем участникам педагогического процесса необходимо знать закономерности психического развития ребенка, ведь процесс становления детской личности является сложным и многогранным.

Публикация «Консультация для родителей „Целенаправленный воспитательный процесс, его суть и функции“» размещена в разделах

С одной стороны, успешное психическое развитие личности требует наличия естественных органических (биологических) предпосылок, которые формируются в процессе жизнедеятельности. С другой стороны, личностное развитие ребенка предполагает необходимые социальные условия жизни, которые делают возможным усвоение способов познания и преобразования действительности. Это становится возможным только под влиянием соответствующего воспитания и обучения со стороны взрослых, что выражается в целенаправленном педагогическом процессе. Рассмотрим его составные части.

Во-первых, целенаправленный педагогический процесс выражается в физическом воспитании дошкольника, ведь именно физическое здоровье ребенка во многом определяет его психическое состояние и в известном смысле является его базой. Малоподвижность детей снижает тонус нервной системы и угнетает психическую активность. Дети, которые с трудом участвуют в подвижных играх, не успевают за сверстниками, могут терять чувство уверенности в своих силах и оттого унывать. Поэтому нам необходимо последовательно формировать у детей любовь к активному образу жизни и спорту, развивать мелкую моторику и самим являться примером в приверженности здоровому образу жизни.

Во-вторых, целенаправленный педагогический процесс предполагает развитие познавательной сферы детей. Умственное воспитание обеспечивает не только усвоение дошкольником суммы знаний и умений, но также формирует у него интерес к познанию окружающего мира. По причине того, что ребенок начинает усваивать информацию очень рано, нужно вовремя разработать и поставить перед ним разнообразные дидактические задачи. Например, такими целями могут быть изучение отношений между вещами, воздействий одного предмета на другой, обобщение представлений. От эмоционального отношения ребенка к обучающей ситуации зависит эффективность процесса обучения. Поэтому важно то, как он переживает свои успехи и неудачи. Если в период дошкольного детства у ребенка происходит формирование познавательного интереса, то ему гораздо легче будет готовиться к переходу в школу. Известно, что для успешного обучения нужно не только иметь соответствующее интеллектуальное развитие, но и положительное эмоциональное отношение к обучению, любознательность и интерес.

В-третьих, нужно помнить о художественном воспитании, которое выражается в развитии у ребенка любви к разным видам творчества и соответствующих умений. Приобщение детей к миру музыки, рисования, художественного слова возможно уже на этапе дошкольного обучения. Опираясь на особенности эмоциональной сферы детей, следует формировать их чувствительность к воздействию разных видов искусства. Известно, что когда дети слушают и рассказывают сказки, стихи, поют песни – они испытывают эмоциональные переживания, которые по-разному выражаются и могут длиться дольше или меньше. От того, какие образы возникают в сознании ребенка в результате воздействия искусства, какое отношение у него к персонажам сказок и рассказов, во многом зависит его поведение и понимание морали и нравственности. Ребенок учится на примере, и художественный образ является для него мощным объектом для подражания, поэтому важно, чтобы он мог верно оценивать поведение художественных героев. Для этого может быть полезным его участие в непосредственной исполнительской деятельности, например, в театрализованных представлениях, которые можно проводить как в условиях детского сада, так и дома.

В – четвертых, целенаправленный педагогический процесс включает в себя нравственное воспитание, которое предполагает конкретное направление процессов становления детской личности. Нравственные качества ребенка будут зависеть от того, как к нему относятся окружающие взрослые, и какой стиль воспитания преобладает в семье. Иногда родители могут излишне баловать ребенка, не приучая его к домашним обязанностям, что приводит к формированию у него эгоистических наклонностей. В других случаях взрослые могут подавлять и угнетать развитие детской личности путем грубости и несправедливых замечаний, что приводит к психологическому барьеру между ними. Только лишь знаний о том, что такое «плохо и хорошо» недостаточно. Если нет применения усваиваемых норм, то в этом случае может возникнуть ситуация, когда дети, зная правила поведения в обществе и дома, все же их регулярно нарушают. Поэтому нужно, чтобы нравственные убеждения ребенка превращались в движущую силу его поведения, что приведет его к положительному эмоциональному отношению к своим обязанностям. Такой ребенок знает, что нужно помогать окружающим и сам активно это делает, он понимает, что быть грубым – плохо, и сам восстает против грубости других детей, умеет сочувствовать и находить решение в конфликтах со сверстниками. Нельзя забывать и о трудовом воспитании детей, в ходе которого они знакомятся с трудом окружающих людей и сами приобщаются к трудовой деятельности в самообслуживании, работе по дому и на участке детского сада. Важно, чтобы практическое занятие не служило самоцелью, а способствовало формированию у ребенка трудолюбия и уважения к труду. Для этого нужно учить детей радоваться проделанной работе и видеть результат своих стараний, поддерживая старание ребенка.

Итак, для гармоничного развития детской личности в рамках целенаправленного педагогического процесса, необходимо органично связать физическое, умственное, эстетическое и морально-нравственное воспитание. Тогда у дошкольников будут закладываться основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и принципа единства слова и дела. Будем помнить, что понимание нравственных принципов и навыки учебной деятельности не даются ребенку от рождения (хотя опираются на биологические основы его личности) но развиваются у него под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Педагог – психолог

МДОУ детского сада № 45

«Красная шапочка» г. Георгиевска

Медведев Алексей Михайлович

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить» Консультация для родителей «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить» В современном мире, когда вокруг маленького человека столько соблазнов,.

Консультация для учителей математики 10–11 классов «Функции и их свойства в задачах с параметрами» § 1. Психолого-дидактический анализ Математика входит в число обязательных учебных предметов. В качестве одного из типичных недостатков.

Консультация для молодых специалистов «Процесс обучения в среднем дошкольном возрасте» Содержание развивающей функции обучения представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности;.

Консультация для родителей «Детский конструктор: в чём его польза и какой конструктор выбрать?» В чем польза конструктора? Прежде всего, детский конструктор является предлогом для того, чтобы общаться с детьми всех возрастов. Общение.

Консультация для родителей «Функции кальция в организме» Кальций занимает 5-ое место среди элементов, которые входят в состав нашего организма, его содержится от 1 до 2,2 кг. Около 99% всего кальция.

Консультация для родителей и педагогов «Воспитательный потенциал детской художественной книги» В программе воспитания и развития в ДОУ значительное место отведено детской художественной книге, как предмету культуры. Детская литература.

Консультация для родителей «Причины возникновения стресса у ребенка и как его избежать» Считается, что стрессы чаще возникают у взрослых на фоне нестабильной социальной или экономической ситуации. На самом деле стресс у ребенка.

Вовлечение родителей в воспитательный процесс при проведении массовых мероприятийВовлечение родителей в воспитательный процесс при проведении массовых мероприятий Я работаю педагогом в ШРР "Звездочка" с детьми от4 до 7 лет. Хочу поделиться наблюдениями из опыта работы с родителями обучающихся. Основной.

Консультация для воспитателя «Процесс подготовки ребенка к школьному обучению» «Шпаргалка для воспитателя»Уважаемые коллеги! В этом выпуске «Шпаргалки» речь пойдет о будущем первокласснике, о выпускнике нашего детского.

Речь как основное психическое понятие его свойства и функции Речь как основное психическое понятие, его свойства и функции Под речью понимают исторически сложившуюся форму общения людей при помощи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Целенаправленный воспитательный процесс, его суть и функции»
Опубликовано: 2 июня 2018 в 17:19
+55Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Целенаправленный воспитательный процесс, его суть и функции»» (включая файлы) размещена пользователем Алексей Медведев в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 36.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД