Алексей Медведев
Консультация для родителей «Целенаправленный воспитательный процесс, его суть и функции»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное воспитание и обучение играет решающую роль в развитии детской личности – об этом говорит педагогика и возрастная психология. Общеизвестно, что благоприятные условия окружающей среды способствуют личностному развитию ребенка, а вот нехватка общения со взрослыми и сверстниками, недостаток активности и положительных впечатлений останавливает ребенка на пути развития его личности. Поэтому всем участникам педагогического процесса необходимо знать закономерности психического развития ребенка, ведь процесс становления детской личности является сложным и многогранным.
Публикация «Консультация для родителей „Целенаправленный воспитательный процесс, его суть и функции“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
С одной стороны, успешное психическое развитие личности требует наличия естественных органических (биологических) предпосылок, которые формируются в процессе жизнедеятельности. С другой стороны, личностное развитие ребенка предполагает необходимые социальные условия жизни, которые делают возможным усвоение способов познания и преобразования действительности. Это становится возможным только под влиянием соответствующего воспитания и обучения со стороны взрослых, что выражается в целенаправленном педагогическом процессе. Рассмотрим его составные части.
Во-первых, целенаправленный педагогический процесс выражается в физическом воспитании дошкольника, ведь именно физическое здоровье ребенка во многом определяет его психическое состояние и в известном смысле является его базой. Малоподвижность детей снижает тонус нервной системы и угнетает психическую активность. Дети, которые с трудом участвуют в подвижных играх, не успевают за сверстниками, могут терять чувство уверенности в своих силах и оттого унывать. Поэтому нам необходимо последовательно формировать у детей любовь к активному образу жизни и спорту, развивать мелкую моторику и самим являться примером в приверженности здоровому образу жизни.
Во-вторых, целенаправленный педагогический процесс предполагает развитие познавательной сферы детей. Умственное воспитание обеспечивает не только усвоение дошкольником суммы знаний и умений, но также формирует у него интерес к познанию окружающего мира. По причине того, что ребенок начинает усваивать информацию очень рано, нужно вовремя разработать и поставить перед ним разнообразные дидактические задачи. Например, такими целями могут быть изучение отношений между вещами, воздействий одного предмета на другой, обобщение представлений. От эмоционального отношения ребенка к обучающей ситуации зависит эффективность процесса обучения. Поэтому важно то, как он переживает свои успехи и неудачи. Если в период дошкольного детства у ребенка происходит формирование познавательного интереса, то ему гораздо легче будет готовиться к переходу в школу. Известно, что для успешного обучения нужно не только иметь соответствующее интеллектуальное развитие, но и положительное эмоциональное отношение к обучению, любознательность и интерес.
В-третьих, нужно помнить о художественном воспитании, которое выражается в развитии у ребенка любви к разным видам творчества и соответствующих умений. Приобщение детей к миру музыки, рисования, художественного слова возможно уже на этапе дошкольного обучения. Опираясь на особенности эмоциональной сферы детей, следует формировать их чувствительность к воздействию разных видов искусства. Известно, что когда дети слушают и рассказывают сказки, стихи, поют песни – они испытывают эмоциональные переживания, которые по-разному выражаются и могут длиться дольше или меньше. От того, какие образы возникают в сознании ребенка в результате воздействия искусства, какое отношение у него к персонажам сказок и рассказов, во многом зависит его поведение и понимание морали и нравственности. Ребенок учится на примере, и художественный образ является для него мощным объектом для подражания, поэтому важно, чтобы он мог верно оценивать поведение художественных героев. Для этого может быть полезным его участие в непосредственной исполнительской деятельности, например, в театрализованных представлениях, которые можно проводить как в условиях детского сада, так и дома.
В – четвертых, целенаправленный педагогический процесс включает в себя нравственное воспитание, которое предполагает конкретное направление процессов становления детской личности. Нравственные качества ребенка будут зависеть от того, как к нему относятся окружающие взрослые, и какой стиль воспитания преобладает в семье. Иногда родители могут излишне баловать ребенка, не приучая его к домашним обязанностям, что приводит к формированию у него эгоистических наклонностей. В других случаях взрослые могут подавлять и угнетать развитие детской личности путем грубости и несправедливых замечаний, что приводит к психологическому барьеру между ними. Только лишь знаний о том, что такое «плохо и хорошо» недостаточно. Если нет применения усваиваемых норм, то в этом случае может возникнуть ситуация, когда дети, зная правила поведения в обществе и дома, все же их регулярно нарушают. Поэтому нужно, чтобы нравственные убеждения ребенка превращались в движущую силу его поведения, что приведет его к положительному эмоциональному отношению к своим обязанностям. Такой ребенок знает, что нужно помогать окружающим и сам активно это делает, он понимает, что быть грубым – плохо, и сам восстает против грубости других детей, умеет сочувствовать и находить решение в конфликтах со сверстниками. Нельзя забывать и о трудовом воспитании детей, в ходе которого они знакомятся с трудом окружающих людей и сами приобщаются к трудовой деятельности в самообслуживании, работе по дому и на участке детского сада. Важно, чтобы практическое занятие не служило самоцелью, а способствовало формированию у ребенка трудолюбия и уважения к труду. Для этого нужно учить детей радоваться проделанной работе и видеть результат своих стараний, поддерживая старание ребенка.
Итак, для гармоничного развития детской личности в рамках целенаправленного педагогического процесса, необходимо органично связать физическое, умственное, эстетическое и морально-нравственное воспитание. Тогда у дошкольников будут закладываться основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и принципа единства слова и дела. Будем помнить, что понимание нравственных принципов и навыки учебной деятельности не даются ребенку от рождения (хотя опираются на биологические основы его личности) но развиваются у него под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Педагог – психолог
МДОУ детского сада № 45
«Красная шапочка» г. Георгиевска
Медведев Алексей Михайлович