Наталья Бирюкова
Консультация для родителей будущих первоклассников. Критерии готовности ребенка к обучению в школе
Критерии готовности ребенка к обучению в школе.
Развитие речи и готовность к овладению грамотой.
1. Одним из важнейших критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:
- умение выделять заданный звук в потоке речи;
- умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);
Публикация «Консультация для родителей будущих первоклассников, Критерии готовности ребенка к обучению в школе» размещена в разделах
- владение навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.
2. Умение делить слова на слоги.
3. Умение составлять предложения из 3–4 слов.
4. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
5. Умение составлять рассказы по серии картинок и по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.
6. Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым).
7. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.
Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике.
1. Счет и отсчет предметов заданного количества.
2. Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.
3. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.
4. Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.
5. Знание цифр:0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
6. Знание знаков +, -, =, умения пользоваться арифметическими знаками действий.
7. Умение соотносить цифру и число предметов.
8. Способность составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
9. Знание геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник.
10. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.
11. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний.
1. Умение называть домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.
2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.
3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.
4. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.
5. Знать название месяцев, дней недели и их последовательность
Критерии психологической готовности ребенка к школе.
1. Социально-психологическая готовность к школе :
· Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
· Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
· Умение принять учебную задачу (внимательно слушать, по необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
· Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).
· Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа).
· Координация системы глаз — рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например из книг).
· Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим сравнительным признакам).
· Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15–20 минут).
· Развитие произвольной памяти ( способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация).
Вы хотите лучше понять особенности развития своего ребенка?
Постарайтесь ответить себе на следующие вопросы.
1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?
2. Есть ли у ребенка друзья?
3. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?
4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?
5. Есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?
При выборе образовательного учреждения (гимназия, школа с углубленным изучением иностранного языка и др.) руководствуйтесь прежде всего интересами Вашего ребенка, учитывайте психофизиологические, интеллектуальные способности и состояние его здоровья.
Критерии готовности ребенка к школьному обучению.
Личностная готовность — ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной ( атрибуты: портфель, тетради, а возможностью получить новые знания.
Интеллектуальная готовность — наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.
Социально-психологическая готовность — умение общаться со взрослыми и сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское, действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.
Физиологическая готовность — уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.