ОЛЬГА МИХАЙЛИЧЕНКО
Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Практически все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детсадом. В этот момент перед взрослыми членами семьи встаёт множество вопросов, например, как будет проходить адаптация в детском саду, как ускорить привыкание к изменившимся требованиям и условиям. Эти переживания нормальны, так как детский сад станет практически вторым домом для ребёнка до самой школы. К тому же именно от успешности адаптации часто зависит психологическое и физическое здоровье малышей.
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация ребенка к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Что такое адаптация?
Традиционно в это понятие вкладывают процесс привыкания человека к новым условиям, приспособления к незнакомой среде. Даже для взрослого человека резкая смена привычного образа жизни является стрессом, а для маленького человечка, с ещё неокрепшей психикой и вовсе может стать тяжёлым испытанием.
От ребёнка потребуются огромные энергозатраты и маленький организм будет перенапрягаться. Причин много:
- в первую очередь — любимых мамы и папы рядом больше не будет.
- совершенно незнакомое место, с незнакомыми взрослыми.
- новые правила и распорядок дня.
- необходимость подчинения чужим взрослым.
- необходимость контактировать с другими детьми.
- нехватка внимания, со стороны взрослого, то есть воспитателя, который один на 15-25 детей.
Вследствие этих изменений, жизнь малыша изменится коренным образом. Это стрессовое состояние, в котором будет находиться ребёнок, может начать выражаться в поведении, а именно в нарушении правил и норм, «плохих» поступках, а также вы можете заметить:
Нарушение сна, бессонницу или резкое пробуждение среди ночи с криком, возможны страшные сны, в которых ребёнок одни или его кто-то обижает, на этом фоне он может внезапно просыпаться в слезах.
Проблемы с аппетитом, его снижение или даже отсутствие. В большинстве случаев, «садовское» меню сильно отличается от домашнего, поэтому вполне возможно, что ребёнок может отказываться есть новые, незнакомые блюда.
Регресс умений и навыков. Малыш, который давно умеет ходить на горшок, разговаривать и самостоятельно есть, вдруг теряет этот навык.
Исчезновение или снижение интереса узнавать новую информацию. Ребёнку неинтересны игрушки и ровесники в группе. Это нормально — психика в стрессе стремится к покою, всё новое только усугубляет стресс, поэтому на этапе адаптации, ребёнок может отказываться от познавательной активности.
Несвойственное поведение. Активный, весёлый и общительный малыш может замкнуться в себе, а спокойный ребёнок вдруг начинает проявлять агрессию и злость по отношению к окружающим.
Психологи выделяют несколько видов адаптации.
Лёгкая адаптация
В среднем ребёнок привыкает к новому месту и коллективу за 2-4 недели. Это, к счастью, характерно для большинства детишек. Адаптация протекает ускоренно, негативные реакции проходят достаточно быстро и безболезненно. Понять, что ребё нок приспособился к новым условиям можно по следующим признаками:
- он больше не плачет, когда заходит в группу утром, спокойно остаётся с воспитателем.
- при разговоре со взрослыми смотрит в глаза.
- достаточно понятно может попросить о чём-либо.
- проявляет инициативу в общении с ровесниками.
- спокойно придумывает себе игры и может занять самого себя на какой-то отрезок времени.
- без истерик подстраивается и принимает новый распорядок и режим детского сада.
- на обращения воспитателя реагирует спокойно и понимающе, адекватно воспринимая критику или похвалу.
- делится с родителями происходящим в садике, своими новыми друзьями и занятиями.
Адаптация средней тяжести
В этом случае привыкание длится не менее полутора месяцев, возможно, дольше. В это время ребёнок может очень часто болеть, демонстрировать всевозможные негативные реакции, может агрессивно себя вести или, наоборот, замкнуться и много плакать. Тем не менее говорить о том, что малыш неспособен влиться в коллектив нельзя. Определяется такая адаптация следующими нюансами :
- плачет утром, расставаясь с мамой.
- отвлекается на игру и способен забыть про разлуку.
- общается и поддерживает взаимосвязь со сверстниками и воспитателем.
- соблюдает и придерживается новых правил и распорядков.
- спокойно и адекватно реагирует на замечания воспитателя.
- очень редко становится зачинщиком или инициатором конфликтов или драк.
Тяжёлая адаптация
Такие дети встречаются намного реже и их очень легко можно отличить от сверстников. Для них характерна открытая агрессия или другая крайность, замкнутость, отстранённость, уход в себя. Тяжёлая адаптация может длиться от 2 месяцев до нескольких лет.
Этапы адаптации
Специалисты выделяют несколько периодов, обобщая их выраженными негативными реакциями и несвойственным поведением. Все дети уникальны и индивидуальны, поэтому такое разделение на этапы довольно условно, оно помогает приблизительно разграничить периоды и понять, насколько лёгкой и успешной будет адаптация.
Первый этап называют острым, он самый сложный, как правило. Ребёнок находится в стрессовом состоянии, весь детский организм в мобилизации, малыш напряжён и испуган. Чаще всего отмечается плаксивость, истеричность, капризы, крики. Меняется и физиология. Можно наблюдать увеличение давления, пульса, или, наоборот, снижение ритма сердца. Ребёнок более восприимчив к всевозможным инфекционным заболеваниям.
Следующий этап — умеренно-острый. Происходит снижение негативных реакций ребёнка, он начинает приспосабливаться к новым обстоятельствам, месту и людям, возвращается аппетит, сон, психоэмоциональный фон налаживается. Однако, не стоит уповать, что ситуация наладилась, о полной адаптации говорить ещё рано, так как всё может вернуться на первую стадию, вместе с истериками, слезами и нежеланием отпускать маму по утрам.
Заключительный этап — компенсаторный. На этом этапе эмоциональный фон ребёнка стабилизируется. Происходит полное восстановление психических и физиологических состояний. Малыш начинает взаимодействовать со сверстниками, воспитателем, вполне успешно вливается в новую «среду обитания».
Как же помочь ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду? Мы подготовили следующие рекомендации.
1. Начинайте адаптацию со смены режима. Подкорректируйте график и распорядок дня своего чада, близкий к режиму в саду, это значительно облегчит привыкание и не доставит такого шока для психики ребёнка.
2. То же самое касается и питания. Если ваш рацион значительно отличается от меню в саду, постарайтесь хотя бы немного приблизится к нему. Очень многие дети отказываются есть в садике — это сильно усложняет привыкание.
3. Рассказывайте ребёнку про сад, что это такое и зачем он нужен. Проходя мимо сада, показывайте это место. Объясняйте, что там будут другие детки, а родители в это время будут работать. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки. Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте.
4. С первых дней адаптации будьте уверены в своём решении и спокойны. Так вы транслируете своему чаду понимание важности посещения этого заведение и спокойствие. От вашего эмоционального фона будет многое зависеть. Приводите малыша в сад с улыбкой, говорите по дороге о хороших и позитивных вещах.
5. Начинайте привыкание с нескольких часов, постепенно увеличивая время пребывания.
6. Есть мнение, что если ребёнка по утрам будет отводить в сад папа или другой родственник, то процесс расставания будет намного проще и спокойнее, нежели с мамой, так как, мужчины, например, более сдержаны в проявлении эмоций.
7. Постарайтесь перед садом научить ребёнка самостоятельно есть, пить, проситься на горшок, снимать одежду, просить о помощи. Эти навыки и умения значительно облегчат привыкание, так как теперь внимание к каждому в группе будет ограничено, воспитатель физически не успеет качественно уделить время всем ребятам.
8. В выходные, по вечерам уделяйте время ребёнку, искренне интересуйтесь его успехами и делами, новыми друзьями.
9. Давайте ему с собой какую-нибудь игрушку из дома. Имея при себе "кусочек дома", ребёнок будет чувствовать себя спокойнее.
Совет психолога
Вы можете "назначить" одну из игрушек, дежурной по садику. Она будет всегда сопровождать ребёнка в сад, "следить", чтобы всё было хорошо и вечером "рассказывать" вам о том, как прошёл день. Для этого поговорите с игрушкой, а малыш будет вам отвечать за неё.
10. Не затягивайте прощание с ребёнком, при своём уходе. Чтобы оно происходило безболезненно, можно придумать свои ритуалы прощания, например, знаменитый поцелуй в «ладошку» или «в кармашек», который будет напоминать о вашей любви весь день.
Совет психолога
Поцелуй в кармашке: при прощании с малышом, вы посылаете множество воздушных поцелуев в его кармашек, и говорите, что если ему станет скучно, неуютно или грустно, он всегда сможет "достать" один из ваших поцелуев из кармашка и подбодрить себя.
Чего делать нельзя
1. Ни в коем случае, не убегайте и не исчезайте, приводя ребёнка в группу. Так вы рискуете вызвать сильный страх, что мама исчезла. Не обманывайте, что вы через пару минут вернётесь. Ребёнок запомнит и будет ждать, а вы не придёте, и тут опять страх: а вдруг мама вообще не вернётся? Обязательно сообщайте и уверяйте, что вы вернётесь вечером и не оставите своё любое дитя в саду, проговариваете когда приедете за ним.
2. Будут и слёзы, и истерики. Сохраняйте равновесие. Категорически запрещается наказывать и кричать на ребёнка в период адаптации. Этим вы только усугубите ситуацию.
3. Избегайте и другой крайности. Не затягивайте прощания по утрам, излишняя опека и переживания также отрицательно повлияют на привыкание. Особенно это касается родителей, которые после первых криков и слёз, немедленно возвращаются в сад и забирают обратно своё домой.
4. Никогда не угрожайте детским садом, не грозите, что вы оставите там ребёнка и не придёте за ним. Так вы сами создадите впечатление о саде, как о самом страшном месте, месте наказания.
5. Не подкупайте и не приучайте ребёнка к подаркам или сюрпризам, за то, что он просто сходил в сад. Так вы обречёте себя на бесконечный шантаж, лишь только малыш поймёт, что к чему. Вы можете похвалить за определённые успехи и выполненные задания в саду.
Итак, оформление ребёнка в детский сад достаточно серьёзное и волнительное событие. Переживают и родители, и дети. Одни дети быстро и спокойно адаптируются к новым условиям и обществу, другие, напротив, очень переживают и долго привыкают. Всё индивидуально. Родителям стоит быть терпеливыми и спокойными.
Этот период пройдёт, и всё наладится, прислушивайтесь к себе и своему ребёнку, вы знаете его намного лучше любого воспитателя и точно почувствуете, как ему будет лучше. Однако, если всё-таки придётся столкнуться с определёнными трудностями и проблемами, вы всегда сможете обратиться к педагогу-психологу детского сада для выяснения причин этих сложностей и путей их решения.