Шимон Ольга
Консультация для родителей «8 распространенных ошибок родителей при воспитании детей»
▼ Скачать
8 распространенных ошибок родителей при воспитании детей
1. Родители выливают на ребенка свой гнев
После тяжелой работы, утомительной прогулки, неприятного разговора, в состоянии стресса, депрессии вас легко вывести из равновесия. В этом случае отложите все совместные дела с ребенком. Расскажите ему о своем состоянии и уйдите в другую комнату, чтобы успокоиться.
Публикация «Консультация для родителей „8 распространенных ошибок родителей при воспитании детей“» размещена в разделах
Если ребенок вас расстроил и вы намерены немедленно отреагировать, поговорив с ним о его проступке, лучше отложите разговор на 10–15 минут, пока не придете в себя. В возбужденном состоянии вы можете нечаянно оскорбить ребенка, даже поднять на него руку, не сдержавшись в порыве гнева.
Поделитесь с ребенком своими чувствами: «Я сильно расстроена и хочу успокоиться, а потом мы с тобой поговорим», «Я устала после работы, отдохну, и мы поговорим с тобой». Постарайтесь расслабиться: полежите на диване, ни о чем не думая, примите теплую ванну, выполните упражнения для релаксации, послушайте спокойную музыку. Только восстановив душевное равновесие, пообщайтесь с ребенком и выясните причину его плохого поведения.
2. Родители повторяют схему воспитания, которую переняли от своих родителей
Скорее всего, очень многие, будучи детьми, говорили родителям : «Вот когда я вырасту, своих детей так воспитывать не буду!» Тем не менее после рождения собственных детей мы часто осознаем, что воспитываем их по той схеме, которую переняли у своих родителей.
Известная пословица гласит: «Устами младенца глаголет истина». Чтобы оценить себя как родителя, проведите следующий эксперимент и проанализируйте его результаты. Возьмите лист бумаги и разделите его на три колонки. В первой отмечайте произошедшее в первой половине дня, во второй – в обеденное время, а третью колонку заполните вечером. Следует посчитать, сколько раз вы:
– сделали замечание;
– крикнули на ребенка;
– дернули (встряхнули) его;
– шлепнули;
– похвалили, сделали комплимент;
– обняли;
– поцеловали; – смеялись вместе.
В конце дня подведите итоги и подсчитайте результаты по каждому пункту. Ведите учет в течение семи дней. Это займет у вас не больше 3–5 минут ежедневно, зато вы наглядно увидите свою сложившуюся систему воспитания. За это время вы сможете проанализировать и наметить пути решения ваших проблем.
Вашими помощниками в поисках правильного подхода к воспитанию станут :
– Психолог. Сегодня услуги этих специалистов стали доступны большинству людей. Они работают в детских поликлиниках либо в частном порядке.
– Книги о воспитании детей. В наши дни издано огромное количество литературы о воспитании, питании, уходе за детьми. Опытные психологи, педагоги и врачи дают в них советы, основываясь на современных исследованиях, наблюдениях и многолетней практике.
– Телевизионные программы. Созданы целые циклы передач для современных, вечно спешащих родителей. В них рассказывается о семьях, родителях, которых не могли справиться с собственными детьми. Опытные психологи дают пошаговые инструкции, следуя которым герои передач меняются на глазах. Такие передачи увлекательны тем, что в них показаны реальные переживания участников, которые трудятся, срываются, идут дальше, чтобы изменить свою жизнь.
3. У детей и родителей нет общих интересов (игры, общего дела) «У меня еле-еле хватает сил посмотреть телевизор», – наверняка скажут многие родители. Довольно часто они подменяют участие в жизни ребенка красивой игрушкой: «На тебе красивую машинку, иди поиграй, а папа отдохнет».
Тем, кто считает, что ребенок должен играть самостоятельно, хочется сказать, что теплые отношения между родителями и детьми вряд ли возможны, если у них нет общего дела. Оно может быть любым: играть, мастерить, вязать, готовить. Даже просто лежать на диване веселее вместе.
Участвуйте в жизни ребенка каждый день. Поставьте перед собой цель хотя бы 15 минут в день посвящать общему делу.
4. Родителям не хватает твердости при воспитании и должного контроля за выполнением своих требований
Ребенок должен твердо усвоить перечень запретов. Его должны придерживаться все члены семьи каждый день, независимо от обстоятельств. Вы тот пример, который ребенок постоянно наблюдает перед собой. Запретов не должно быть много. Сформулируйте их четко, оговорите заранее в непреклонной форме. Стоит также упомянуть о наказании за нарушение запрета.
Если произошло нарушение, родители должны быть последовательными, сдержав слово, данное ребенку, и без промедления и лишних слов применив штрафные санкции. Отсутствие, смягчение наказания, разговоры, торги, препирательства дают ребенку повод не выполнять требования и в дальнейшем. Насколько вы готовы помочь ребенку уверенно войти во взрослую жизнь, зависит только от вас.
Научитесь давать ребенку инструкции. Пусть они будут немногословными, с одним заданием: «Принеси, пожалуйста, из твоей комнаты коричневый стул». Такие установки выполняются на 100 % и намного быстрее, чем такие: «Пойди в комнату, выключи свет и захвати с собой коричневый стул. Да, не забудь закрыть дверь в комнату».
Следующее задание можно поручать только после выполнения предыдущего. Задания должны быть посильны для ребенка как по времени, так и физически. 5. Родители чересчур критикуют ребенка, делают много замечаний, что приводит к его низкой самооценке
Одергивания, критика, обвинения в неудачах способствуют снижению самооценки. Ребенок болезненно воспринимает критические замечания окружающих, избегает новых дел, которые, по его мнению, заведомо могут привести к провалу. Пытаясь самоутвердиться, они начинают придираться к другим, критиковать. Такими детьми проще манипулировать, что делают не только взрослые, но и сверстники. В конечном итоге неуверенные в себе дети вообще не проявляют инициативы, становятся подавленными, зацикленными, склонными к самокопанию, самобичеванию и уходят из реального мира в мир фантазий.
Помогите ребенку повысить самооценку:
– Чаще позитивно откликайтесь на его действия и поступки.
– Хвалите ребенка при посторонних взрослых и детях.
– Давайте ему максимальное количество времени на выполнение действий, ответа на вопрос, но не повторяйте задание. Не торопите!
– Устанавливайте зрительный контакт при общении с ребенком, чтобы он чувствовал уверенность в себе и доверие к тому, с кем разговаривает.
– Обсуждайте с чужими детьми их проблемы в присутствии своего ребенка (в садике, школе, на площадке). Так ваш малыш осознает, что он не одинок и другие ребята тоже испытывают подобные трудности.
Избегайте сравнения ребенка с кем-либо. Если оценка крайне необходима, сравнивайте только его собственные результаты с более ранними (вчерашними, на прошлой неделе). Вызывают чувство тревоги соревнования, которые часто проводятся в детских коллективах –в садике и школе. Попросите наставника не задействовать вашего ребенка в играх, построенных на соревновании.
6. Родители не умеют строить доверительные отношения с ребенком
Тонкая нить, соединяющая родителей и ребенка, – это откровенный разговор. Излишне рассуждать о его пользе – лучше поговорим о том, как создать условия, способствующие откровенности.
– Располагают к доверию вечернее время, уединение, тишина или спокойная приятная музыка.
– Ребенок доверит вам свои тайны, если будет уверен, что вы не поругаете его и не предадите. К сожалению, очень часто мамы делятся детскими тайнами с папами и другими членами семьи, иногда даже в присутствии ребенка. Поступать так категорически нельзя – вы сразу оборвете тонкую нить доверия между вами и ребенком.
– Разделяйте промахи ребенка, поддерживайте его и сопереживайте ему. Когда на душе тяжело, любой человек нуждается в первую очередь в сочувствии и участии.
Каждый день в нашей жизни происходят плохие и хорошие события, о которых хочется рассказать близкому человеку. Станьте тем, с кем вашему ребенку хотелось бы делиться. 7. У родителей есть разногласия в вопросах воспитания
Причин для разногласий в таком важном деле, как воспитание детей, может быть много. Рассмотрим некоторые из них.
В силу определенных обстоятельств родители могут придерживаться разных стилей воспитания. Например, один все запрещает, а другой разрешает.
Так иногда происходит потому, что один из родителей в точности копирует модель воспитания, которую перенял от своих родителей, а другой, несогласный с воспитательными приемами, которые применялись по отношению к нему в детские годы, ищет другой подход, в корне отличающийся от традиционного. Особенно если он воспитывался в семье с авторитарным стилем воспитания, когда на ребенка оказывается сильное давление.
Если родители пытаются воспитывать ребенка каждый по-своему, в таких семьях разворачивается настоящее сражение. Они не только не смягчают друг друга, а, наоборот, провоцируют на крайности. Строгий родитель становится еще более строгим, а лояльный в целях защиты от супруга начинает чрезмерно баловать ребенка и поощрять во всем.
Состояние неопределенности, напряжения, постоянного ожидания, что последует за поступком – наказание или похвала, способствует развитию у ребенка тревожности, появлению страхов, ночных кошмаров, вплоть до психологической травмы.
В старшем возрасте дети, растущие в таких семьях, учатся хитрить, манипулировать родителями.
Единственный выход в данной ситуации – сесть за стол переговоров (без ребенка) и четко прописать режим дня, расписание занятий, все запреты и что ребенку разрешено. Следует придерживаться абсолютно всех оговоренных правил, как бы ни было тяжело.
Если заключить мирное соглашение за столом переговоров не получилось, лучше посетить психолога. Люди, не сумевшие найти взаимопонимание, вряд ли имеют право требовать что-либо от ребенка.
Вот несколько правил для тех родителей, которые договорились между собой:
1. Если вы в чем-то не согласны с супругом (ой, не обсуждайте этот вопрос в присутствии ребенка.
2. Избегайте обвинительных фраз в адрес супруга.
3. Стол переговоров – это место, где можете найти золотую середину во всех вопросах.
4. Книги, передачи, консультации психолога – те союзники, которые помогут вам воспитать ребенка здоровой личностью.
5. Помощник в воспитании не любовь к ребенку, а согласие между супругами. 8. Родители предъявляют ребенку неправильные требования
Какие же требования неправильные?
1. Требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимость от родителей.
2. Завышенные требования к ребенку.
3. Заниженные требования.
В первом и втором случае ребенок заведомо обречен на неудачу. А для родителей это становится не только разочарованием, но и подтверждением необходимости придерживаться той же тактики поведения.
При заниженных требованиях дети будут прилагать минимальные усилия к их выполнению, не задействуя весь свой потенциал. Конечно, неудач в таком случае не будет, но и достичь максимальных высот ребенок не сможет, а значит, не реализует себя в полной мере, что отразится на его самооценке.
Для того чтобы избежать подобных ловушек, начните как можно раньше приучать детей :
– К самостоятельности. Пусть на первых порах это будут попытки самому одеваться, складывать игрушки, вещи на свои места. Затем учите их ухаживать за собой: умываться, причесываться, чистить зубы. Для дошкольников можно составить список домашних дел: подметать, мыть пол, поливать цветы, убирать за животными, ухаживать за своей обувью.
– Отстаивать свое мнение, права. Не вмешивайтесь сразу же в конфликт между детьми. Ваш ребенок должен уметь защитить себя. Для начала убедитесь, что его несправедливо обидели, и только тогда разбирайтесь в ситуации.
– Уметь переносить победы и поражения.
– Брать на себя ответственность за других. Самые простые действия: насыпать корм хомячку, помыть клетку, подать подгузник для младшего братика, принести соску – постепенно сделают вашего ребенка самостоятельным.