Людмила Балахнина
Консультация для родителей «Развитие речи у дошкольников 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи у дошкольников 4-5 лет»
Формирование и развитие связной речи происходит прежде всего, в процессе повседневного общения с взрослыми.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи у дошкольников 4–5 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Дошколята – активные и любопытные ребята: именно в 4-5 лет из детей буквально сыплются сотни «Почему» и десятки «Зачем»! Ответы взрослых на детские вопросы крайне важны для развития дошкольников.
В этом возрасте в речи детей много прилагательных, которые обозначают признаки и качества предметов, используются наречия, личные местоимения, речь становится точнее и богаче по содержанию.
Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у дошкольников связной речи. В этом возрасте дети очень любят рассказывать о чем-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы вы, родители, ни были заняты, надо поддержать речевую активность ребенка, уметь выслушать его, помочь правильно передать содержание прочитанной сказки, рассказа.
Если ваш ребенок неразговорчив, то сами вызывайте его на разговор. Спросите, что он будет сейчас делать, как будет строить домик, какие детали для этого ему понадобятся…
Для развития речи дошкольников подходят различные игры и упражнения на формирование фонетического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать слова с заданным звуком.
Важным условием правильного развития речи у дошкольников 4-5 лет, как и в любом другом возрасте, является слуховое восприятие речи окружающих людей. Как ребенок услышит слово, так его и произнесет. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Во время совместных прогулок с детьми обращайте их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых.
Как можно больше знакомьте детей с фольклором, рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют.
Предлагаю вам интересные упражнения для развития речи дошкольников :
- Игра «Наоборот» - упражнение в подборе антонимов
( например: высоко – низко, далеко – близко)
- Игра «Закончи фразу»- упражнение на умение подбирать противоположные по смыслу слова ( например: сахар сладкий, а лимон…; Река широкая, а ручей)
- игра «Назови ласково»
Взрослый предлагает ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка, стол –столик, нос – носик)
- Игра «Угадай по описанию»
( Например: Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? – Береза)
- Упражнение «Посмотри на картинку и что увидел, расскажи» - упражнение направлено на развитие связной речи и текстообразования.
Ребенку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают. Затем ребенку предлагается ответить на вопросы: "Кто изображен на картинке?", "Во что одета девочка (мальчик?"
После этого предложите ребенку описать увиденное на картинке.
- «Скажи, что ты слышишь»
Предложить ребенку закрыть глаза, внимательно послушать и сказать, что он услышал вокруг себя – какие звуки? (тиканье часов, стук посуды)
- «Будь внимательным» - игра предназначена для развития у ребенка умения слышать и различать звуки в словах.
Предложить ребенку, если он услышит в словах определенный звук, нужно хлопнуть в ладоши, если этого звука нет в словах, хлопать не надо.
- «Угадай первый звук в слове»
Взрослый предлагают ребенку определить первый звук в произнесенном слове (ложка – [л], кошка – [к])
Уважаемые родители, помните, что развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.