Ирина Гордеева
Консультация «Игры и развлечения на воде»
▼ Скачать + Заказать документы
С древних времён плавание было неотделимо от ныряния, прыжков в воду и различных игр и развлечений в воде. Первые соревнования по плаванию проводились ещё в Древней Греции. Древнегреческий писатель и путешественник Павсаний указывает, что в программу ежегодных праздников в Гермионе входили соревнования по музыке и плаванию. Как одно из упражнений плавание включалось также в программу Истмийских игр.
Публикация «Консультация „Игры и развлечения на воде“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Плавание. Консультации для родителей
- Праздники в бассейне. Сценарии детских развлечений на воде
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Для обучения детей дошкольного возраста плаванию, чтобы будущие пловцы могли в дальнейшем завоёвывать и удерживать победы на мировых первенствах, а также успешно выступать на олимпийских играх или первенствах Европы, целесообразно готовить и проводить спортивные праздники на воде. Именно они позволяют максимально раскрыть внутренние воспитательные ресурсы, доставить детям много радостных и счастливых минут, при общении с детьми и взрослыми.
Основными целями проведения исследования по данной проблеме являются:
- обучение и закрепление навыков плавания;
- всестороннее и гармоническое развитие детей;
- выявление талантов и творческой активности, а также совершенствование характера дошкольников.
Основные задачи:
1) укрепление здоровья, закаливание, формирование правильной осанки;
2) приобретение жизненно необходимых знаний, умений и навыков в технике плавания, самоконтроле, гигиене;
3) совершенствование силы и выносливости;
4) воспитание дисциплинированности и целеустремлённости.
Праздники являются средством в обучении детей дошкольного возраста плаванию, и подготовка к ним осуществляется в процессе проведения занятий плаванием, упражнений на суше (сухое плавание, игр и развлечений на воде, а также в процессе индивидуального подхода к детям.
Праздники на воде – это, прежде всего, форма активного отдыха детей, источник радости, веселья и красоты. Вместе с тем во время праздника выявляются умения ребёнка проявлять свои физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях, мобилизовать свои силы в соревнованиях. Также праздники на воде оказывают действенное влияние на формирование детской личности, сплочённости детского коллектива; соревновательный характер игр и упражнений на празднике способствует воспитанию у детей целеустремлённости, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Водноспортивные праздники помимо конкурсов и состязаний включают в себя различные художественные постановки и розыгрыши, что особенно нравится детям и дополнительно стимулирует не только их двигательные потребности, но и эстетические.
Водные праздники и развлечения, в которых, как правило, принимают участие дети разных возрастных групп одновременно, проводятся по определенному сценарию. Наиболее известный водный праздник в детском саду - «День Нептуна». Дети с удовольствием принимают в нем участие. Во время проведения водного праздника необходимо соблюдение мер безопасности. Еще одно условие — по продолжительности праздник не должен быть утомительным, особенно для детей, и выходить за рамки привычного режима дня.
Участие в праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям плаванием, вызывают у детей стремление научиться плавать.
При обучении дошколят плаванию использую разнообразные формы - игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты. Шутки, розыгрыши, конкурсы, игры в воде должны быть интересны и доступны всем возрастным категориям. Каждое последующее художественное или спортивно-конкурсное действие должно быть четко спланировано и организовано, чтобы не было перерывов.
Основным средством для поднятия хорошего настроения и качественного выполнения двигательных упражнений в воде является игра.
Выбирая игры и методические приёмы, учитываются возраст детей и их количество в группе, физическую подготовленность и степень владения навыком предлагаемых движений. Движения подбираю простые и доступные детям.
В своей работе я использую игры :
Игры для ознакомления со свойствами воды: «Маленькие и большие ножки», «Рыбки резвятся», «Волны на море» и т. д. - младший и средний возраст; «Невод», «Караси и карпы», «Карусели» и т. д. - старший возраст.
Игры с погружением в воду с головой: «Сосчитай пальцы», «Насос», «Спрячемся под воду» и другие – средний возраст; «Охотники и утки», «Насос», «Салки» - старший возраст.
Игры с открыванием глаз в воде : «Достань игрушку», «Сосчитай пальцы», «Смелые ребята» и др. – младшая и средняя группы.
Игры с выдохом в воду только для старших групп: «Общее дыхание», «Резвый мячик», «Смелые ребята» и другие.
Игры со скольжением и плаванием: «Поезд в туннель», «Плавучие стрелы», «Дельфины» и др. - старшая и подготовительная группы.
Игровые упражнения: «Крокодилы», «Крабы», «Цапли», «Катание на кругах» - младшая и средняя группы; «На буксире», «Поплавок», «Медуза», «Торпеда», «Мяч по кругу» и др. - старшая и подготовительная группы.
В игре совершенствуются изученные ранее упражнения и элементы техники. В каждой игре все участники получают активную физическую нагрузку. А также всем участникам заранее известны условия проведения игры : правила, задачи, место проведения и т. п. И обязательно сообщаю ребятам старшего возраста результаты игры так же, как и всего занятия.
С целью эффективности и увеличения моторной плотности занятий всё оборудование и игрушки для игр находятся в доступном для детей месте. Применение различного оборудования и максимальное использование полезной площади улучшает качество общей физической подготовки детей и способствует повышению двигательной активности на занятиях плаванием, ускоряет процесс усвоения навыков плавания.
При подготовке праздников осуществляю дифференцированный подход:
1. Это работа с родителями, которая осуществляется не только в процессе подготовки к праздникам. Многие родители, боясь, что ребёнок, посещая бассейн, может заболеть, не разрешают ему купаться. Таких родителей приходится убеждать, я провожу с ними индивидуальные беседы, консультации : «Что должны знать родители, когда их ребенок учится плавать», «Участие родителей в подготовке детей к занятию по плаванию», «Роль семьи в воспитании здорового ребенка», «Влияние занятий плаванием на организм ребенка», «Влияние плавания на психику», «Оздоровительное плавание», «Развитие общей моторики у детей при обучении плаванию», «Организация плавания в детском саду», «Плавайте на здоровье, плавайте всей семьей», «Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста», «Плавание как средство закаливания и гигиенического воспитания детей», «Праздники на воде как средство в обучении детей плаванию», «Правила безопасности на занятиях по плаванию», «Первые трудности в обучении плаванию», «Предупреждение боязни воды», «Индивидуальные физические возможности детей» и др.
2. Индивидуальная работа с детьми, которая также осуществляется в процессе занятий и вне занятий. На занятиях много внимания уделяю тем детям, у которых не получается то или иное движение.
В процессе подготовки к праздникам: проведении занятий, упражнений на суше, разнообразных мероприятий по физическому воспитанию, осуществляется закаливание детского организма. Таким образом, улучшается состояние здоровья детей, снижается заболеваемость.
Проведение соревнований и водных праздников - неотъемлемая часть педагогического процесса при работе с детьми. Проведение соревнований создает здоровый эмоциональный фон, пробуждает интерес к занятиям плаванием, дает возможность проявить себя, почувствовать дух спортивной борьбы и соперничества, проверить свою плавательную подготовленность, а педагогам - увидеть плоды своей работы.